ЯПроект - сетевое издание для педагогов и школьников      16+

Серебрякова Ольга Николаевна

г. Воронеж

муниципальное бюджетное образовательное учреждение   

дополнительного образования детей

 Центр развития творчества детей и юношества

педагог-психолог

Психологическое занятие с элементами сказкотерапии, арт-терапии, музыкотерапии в рамках нового направления психологии нравственности.

 

ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОЧЕК. СКАЗКА О БЕСКОРЫСТИИ

Психологическое занятие с элементами сказкотерапии, арт-терапии, музыкотерапии.

Тип занятия: комбинированное

Приемы и методы: элементы психодиагностики, психоккоррекции, психопрофилактики; наглядный, словесный, практический, проблемный, подкрепления, поощрение.

Цель: психолого-педагогическая  помощь в  раскрытии одного из нравственных качеств  бескорыстия у обучающихся младшего школьного возраста.

Задачи:

Развитие личностных УУД:

ü знания о богатстве эмоционального мира;

ü усвоение детьми  нравственных понятий;

Развитие коммуникативных УУД:

ü навыки общения и партнерства;

ü воспитание толерантности,

ü  коммуникабельности;

ü социальной компетентности

Развитие познавательных УУД:

ü знания о богатстве эмоционального мира;

ü различные виды восприятия,

ü  внимания,

ü наблюдательности,

ü  мышления;

ü воображение и интуицию;

ü рефлексии процесса и результатов деятельности;

Развитие регулятивных УУД:

ü навыки саморегуляции

Наглядно-дидактический материал:

- шкатулка с «цветочками» 4-х оттенков: красного, желтого, синего, серого.

- раскраска-мандала на каждого ребенка

- отсканированные изображения героев сказки «Волшебный цветочек»

- текст сказки « Волшебный цветочек»

- Игра подвижная для физкультминутки

- Музыкальное сопровождение 1:сказочная музыка

  Музыкальное сопровождение 2: звуки природы

Оборудование и материалы:

1. ноутбук

2. видиопроектор

3. флеш-карта с картинками и музыкой

3. бланк раскраски-мандалы на каждого ребенка

4. набор цветных карандашей на каждого ребенка

5. дополнительные материалы: файлы, магниты для школьной доски

План занятия:

1.Вводная часть

2.Основная часть

   - вступительное слово педагога-психолога

   - знакомство с детьми

   - диагностика эмоционального фона участников

   - прослушивание сказки

   - обсуждение сказки

   - физкультминутка

   - закрепление пройденного материала в форме творческого задания (работа с мандалой)

3.Заключительная часть

- рефлексия занятия;

- повторная диагностика эмоционального фона участников

4.Ожидаемый результат: развитие представления у детей о бескорыстии и бескорыстных поступках и их значения в социальной жизни.

Ход занятия:

1.  Знакомство, введение в тему.

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! У меня есть волшебная шкатулка, в которой лежат вот такие «цветочки» четырех цветов: красного, желтого, синего и серого. Я сейчас бескорыстно  предложу каждому из вас взять один из «цветочков» соответственно вашему настроению.

 Психолог раздает «цветочки» и знакомится с детьми.

Дети выбирают «цветочки» настроения.

 Педагог-психолог: отложите ваши «цветочки» на правую сторону стола и, давайте, начнём.

- Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)

2.Работа по теме занятия.

Ø Включается сказочная музыка 1

Педагог-психолог: Я, ребята, не простой психолог. Я психолог-сказочник, который любит читать и рассказывать интересные сказки. Ведь вы, наверняка, знаете такое выражение, что «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам,- а я бы еще добавила, и красным девицам,- урок». Давайте послушаем сказку, которая называется «Волшебный цветочек».

Ø Включается музыка «Звуки природы» 2

2.Прослушивание сказки «Волшебный цветочек», во время которого звучит музыка «Звуки природы» и идет показ слайдов-картинок из сюжета сказки.

3. Обсуждение сказки:

Ø Почему Света не помогла зверям?

Ø Помогла бы Света Зайчонку и Медвежонку, если они предложили бы ей за помощь подарки?

Ø Каким можно назвать человека, предающего большое значение подаркам превыше добра, помощи и сострадания?

Ø Про какого человека говорят, что у него щедрая душа?

4.Физкультминутка

5.Творческое задание: работа с  раскраской-мандалой

Цель – закрепление пройденной темы в форме творческого задания, развитие умения прислушиваться к своим чувствам и выражать их.

Дидактический материал:  белая бумага формата А5.  Раскраски-мандалы с рисунком «Волшебный цветочек», цветные карандаши,  музыкальная запись  спокойной музыки. Время работы -15 мин.

Педагог-психолог: ребята, что помогло нашей героине Свете лучше ориентироваться в лесу, понимать язык животных? (Волшебный цветочек). У каждого из нас тоже есть такой «волшебный цветочек» - это наша красивая душа. Представьте себе , что вы сделали кому-то подарок от души. Давайте изобразим это состояние в цвете с помощью вот такой раскраски – цветочка.  Сядьте поудобней и закройте, кто хочет, глаза. Сейчас вы услышите красивую музыку (1-2 мин). Слушайте ее не только ушами, но всем телом и сердцем.

Дети слушают музыку. После прослушивания педагог-психолог обращается к детям, как к одному ребенку: Внутри этой мандалы ты видишь лепестки цветка. Какими цветами ты хотел бы раскрасить лепестки? В центре цветка пустое пространство, где ты можешь нарисовать то, что захочешь. Этот внутренний круг называется сердцем цветка. Ты можешь рисовать там все, что считаешь важным для себя. Можешь оставить это место пустым, либо раскрасить одним цветом или несколькими.

После этого дети работают с  мандалой. (15-20 мин)

5.Обсуждение:

·     Как я себя чувствовал(а)?

·     Какие цвета я выбрал(а) и почему?

·     Что я решил(а) сделать с серединкой цветка?

6. Рефлексия занятия. Педагог-психолог: ребята, я хочу еще раз узнать у вас, какой поступок мы назовем бескорыстным? Спасибо за ответы. Я очень надеюсь, что после сегодняшней встречи, вы обязательно расскажете своим родителям, друзьям и знакомым, о том, что вы узнали на сегодняшнем занятии, о том, что бывают бескорыстные поступки, а бывают наоборот, корыстные. Это когда мы делаем что-то для других, ожидая для себя подарка или вознаграждения.

 А теперь я вновь предлагаю вам взять из моей волшебной шкатулки по «цветочку» соответственно вашему настроению.

Дети выбирают «цветочки».

 Педагог-психолог: ваше настроение осталось прежним или изменилось? Почему? Занятие закончено. Спасибо за хорошую работу.

 

Список использованной литературы

1.  Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) / М.А. Андрианов. –  Минск: Современная школа, 2008. – 280 с.

2.  Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку/ И.В. Вачков. – Москва: Ось 89, 2007. – 144 с.

3.  Зинкевич - Евстигнеева Т.Д.  Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева. – Санкт- Петербург: Речь, 2000. – 313 с.

4.  Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е.  Свистовская. – Москва : Когито-Центр, 2007. – 328 с.

5.  Кулагина  И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. –  Москва :  УРАО, 1999. – 176с.

6.  Савченко С.Ф. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка / С. Ф. Савченко. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 300 с.

7.  Фопель К. Чтобы дети были счастливы  / К. Фопель. –   Москва: Генезис, –2005. – 255 с.

 

 Приложение

Волшебный цветочек

В одной деревне в большом доме у самого леса жила со своими родителя­ми девочка Света. Вроде бы самая обык­новенная и даже хорошая и красивая. Но на самом деле отличалась она от осталь­ных ребят тем, что ничего не любила де­лать просто так. Если учила уроки, то только за конфету или шоколадку, помо­гала по дому только за какую-нибудь ма­ленькую игрушку. В школе она также дру­жила с детьми за что-то полезное и нуж­ное для себя. Школа, где училась Света, находилась в другой деревне. А идти к ней нужно было по очень узенькой лес­ной тропинке.

В один самый радостный в году весен­ний день Света, как обычно, возвраща­лась из школы по хорошо знакомой лесной тропинке. Она очень спешила домой. Ведь сегодня был ее День рождения и дома ее ждал большой торт и множество разных подарков.

Но в лесу было так много желтых опавших листьев, что шелестящий ковер из листьев полностью закрыл протоптан­ную тропинку. Света совсем и не заме­тила, что сбилась с пути и заблудилась. Но пока она еще ничего об этом не знала и радостно шла домой.

Среди листьев Света вдруг заметила на земле маленький фиолетовый цвето­чек. Она наклонилась и сорвала его. Нео­жиданно весь лес наполнился человечес­кими голосами. Света стала оглядывать­ся вокруг себя, но никого из людей не было видно. "Вот чудо-то какое", - поду­мала Света, - "а говорят, что чудеса толь­ко в сказках бывают". И тут она поняла, что случилось. Ведь она стала понимать язык всех лесных зверей и песни всех птиц. "Вот здорово", - подумала Света и радостно вприпрыжку побежала дальше.

Но вскоре она услышала очень тихий плач малыша. "Кто это может быть?" - подумала Света и пошла в  ту сторону, от­куда слышался плач. Под кустом совсем по-человечески плакал Зайчонок, он дро­жал от страха и холода и жалобно звал свою потерявшуюся маму. Света захоте­ла помочь Зайчонку и взяла его на руки, чтобы успокоить, и найти ему маму. Но тут она вспомнила, что дома ее давно ждет праздничный торт и подарки. И тог­да она положила Зайчонка обратно под  куст и, закрыв уши, чтоб не слышать плач Зайчонка, быстро зашагала домой.

 Через некоторое время Света вновь открыла уши и сразу же услышала рядом с собой крики о помощи. Она посмотре­ла в сторону, откуда раздавались крики, и увидела Медвежонка, застрявшего меж­ду толстыми ветвями дерева.

-  Помоги мне, пожалуйста, девочка, - попросил Медвежонок Свету. - Я здесь застрял утром, когда спускался с дерева и очень проголодался за целый день и хочу скорее домой к маме.

Хотела было Света помочь Медвежон­ку, но тут вспомнила про свой День рож­дения, повернулась и побежала домой, к своему праздничному торту и подаркам. Бежит, бежит, а лес все не кончается, и поняла она, что заблудилась и опоз­дала на праздник. Села Света под дере­вом и стала громко плакать и звать на помощь. Вдруг рядом с ней зашевелилась ветка куста. Повернулась Света и увидела рядом с собою большого черно­го Ворона. Каркнул громко Ворон и стал говорить человеческим голосом.

- Видел я все сверху, девочка, - ска­зал Ворон,— Видел, как ты бросила в бе­де Зайчонка и Медвежонка. Знаю, что ты заблудилась. Хотел я помочь тебе найти дорогу домой, да времени нет, надо сна­чала лететь искать Зайчиху и Медведи­цу, чтобы помочь малышам, которых ты бросила в беде.

Взмахнул Ворон крыльями и улетел, а Света опять осталась под деревом одна. Вот уже и вечер наступил, и тем­неть стало, и холодом подуло. Долго Све­та звала в лесу Ворона, но тот все не при­летал. И только когда в лесу стало со­всем темно, черный Ворон вернулся и помог ей найти дорогу домой. "Спасибо тебе, Ворон, что помог мне", - сказала девочка. А Ворон в ответ: "Кар, кар". Тут только спохватилась девочка и поняла, что волшебный цветочек забыла в лесу под деревом, когда плакала. Конечно, Света опоздала на свой День рождения, но зато с этого дня она поняла на всю жизнь, как хорошо думать о других и как плохо и некрасиво думать только о себе.

Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах). Минск: Современная школа, 2010.