ЯПроект - сетевое издание для педагогов и школьников      16+

Природа и человек. Каковы их взаимоотношения? И когда начинается наш контакт с окружающей средой? Несомненно, природа-источник жизнедеятельности человека, и контакт с ней начинается с раннего возраста. Ребёнок ещё многого не осознаёт, но именно в это время закладываются основы экологической культуры личности, начинают развиваться такие качества, как жизнелюбие, жизнерадостность, эмоциональность, внимательное, чуткое и бережное отношение ко всему живому. Поэтому задача и долг взрослых: родителей, воспитателей- не упустить этот момент, ввести ребёнка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и беречь природу. И тогда ребёнок, полюбивший живую природу, не обидит ни одного животного или зверушку, не разорит птичьего гнезда, не будет равнодушно рвать цветы. Навыки, умение видеть и слышать природу, приобретённые в детстве, позволит сформировать характер человека-гуманиста, заботливого и рачительного друга природы.

         Как же «разбудить» и воспитать у детей гуманное отношение к природе? Важнейшим условием этого является осознание ими себя как части живой природы. Дошкольник легче устанавливает сходства, чем находит отличия. В этой связи целесообразно применять в экологическом воспитании дошкольников метод экологической эмпатии-сопереживание и сочувствия природным объектам. Эмпатия есть способ постижения эмоционального состояния другого человека, предмета, явления путём соотнесения, проникновения, уподобления. Дошкольник, наблюдая за живым существом, проводит параллель между собой и им: я двигаюсь, дышу-оно тоже; я питаюсь - оно тоже хочет поесть; я ушибся, мне больно- ему ведь тоже больно. Эти сходства ведут ребёнка к сравнению с собой, к осознанию общности с другими живыми существами, ответственность за всё живое вокруг. Воспитанные в детстве правильные представления о природе являются прочной основой для дальнейшего познания природы, воспитания

          Образовательная деятельность призвана формировать знания о природе в системе и последовательности, учитывая возрастные особенности детей и окружающий мир природы. Эти занятия посвящаются чаще всего ознакомлению детей с видами растений, животных, условиями их жизни, обитания, которых нет в ближайшем природном окружении и потому они не могут быть увидены и познаны через наблюдения. Обучение детей на таких занятиях осуществляется с использованием учебных и демонстративных пособий, через наглядность, которая позволяет формировать у детей отчетливые и правильные представления, путем рассматривания картин, просмотр слайдов, иллюстраций и чтение детской художественной литературы. Во всех вариантах занятий первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания- именно от слов воспитателя зависят успешность, доходчивость, качество восприятия детьми новых знаний.

         На экскурсиях дети знакомятся с природой в естественных условиях: в саду, в лесу, на лугу. Экскурсии благотворно сказываются на рождении положительных эмоций, радостных переживаний и на физическом развитии детей от пребывания на свежем воздухе.

      А прогулки рекомендуются ежедневно для всех возрастных групп. Одна из целей прогулки - ознакомление детей с природой: это и осмотр участка, и наблюдение за погодой, за сезонными изменениями в жизни растений, насекомых, животных, птиц; игры с использованием естественного природного материала - листьев, воды, песка, снега.

      Труд в природе имеет большое воспитательное значение в совместной деятельности взрослых и детей по формированию экологической культуры. Разнообразный труд в природе содействует всестороннему развитию детей: помогает ребенку войти в мир социальных отношений, получить знания о труде взрослых в природе, научиться уходу за комнатными и уличными, садовыми и огородными растениями. Процесс труда доставляет детям радость, удовлетворение от результатов их труда, воспитывает любовь к природе и бережное, заботливое отношение к ней.

       Наблюдение организуется воспитателем на занятиях, на экскурсиях и прогулках, в уголке природы при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе. В процессе руководства наблюдением воспитатель использует разнообразные приемы: вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия.

   Экологические игры - один из действенных методов по формированию экологических знаний у дошкольников. Игра как один из методов экологического воспитания специально организуется воспитателем и входит в процесс познания природы. В игровой деятельности дошкольниками доступнее и прочнее усваиваются правила поведения в природе, ответственность, бескорыстная помощь и другие нравственные нормы.

       Большую роль в воспитании экологической культуры дошкольников играет проведение опытов и экспериментов. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Маленькие «почемучки» в процессе опытов устанавливаются связи между живым и неживым в природе, в результате своих опытов и исследований находят ответы на вопросы «почему?», «как?», «зачем?».

      Важную роль в экологическом воспитании детей уже с младшего возраста играет детская художественная литература о природе. Наши поэты, писатели очень живо, интересно, прекрасным образным языком описывают жучков, паучков, мух, пчелок, а также самых разных «братьев наших меньших», пробуждают в детях самые добрые чувства, желание беречь их, помогать им и заступаться за них. И результат этой воспитательной работы не может не окупиться: в дальнейшем обязательно произойдет перенос такого поведения на взаимоотношения детей с людьми, окружающими их.

 Знакомство детей дошкольного возраста с окружающей природой в процессе воспитания происходит в определённой системе с учётом возрастных особенностей детей, поступенчато, по принципу преемственности. И к старшему дошкольному возрасту дети уже готовы выявлять причинно-следственные связи, действующие в мире природы, устанавливать общие закономерности природных явлений. Самое главное в экологическом воспитании дошкольников: позитивное отношение к природе, осознание непрерывной связи с ней и необходимости бережного, заботливого отношения к ней - достигнуто. Эта большая работа, начатая в детском саду, будет продолжатся в процессе обучения в школе.