ЯПроект - сетевое издание для педагогов и школьников      16+

 

 

Ягодкина Оксана Викторовна, Муниципальное автономное учреждение информационно-методический центр г.Томска

Обновление дошкольного образования: вызовы и точки роста

Думаю, многие согласятся со мной – дошкольное образование сегодня приобрело особую значимость. Это связано и с выделением в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» данного образования, как отдельного уровня;  эффективностью инвестиций в ранний возраст с точки зрения повышения качества последующего образования, выравнивания стартовых возможностей детей и качества человеческого капитала в целом. Образование - особый социальный институт, который должен действовать в условиях настоящего, учитывать прошлое, но формировать будущее. И то, каким это будущее будет, зависит во многом от педагогов дошкольных образовательных организаций, работников методических служб.

Сегодня изменились не только условия, социальное пространство существования ребенка, система его отношений, изменился сам ребенок. А, следовательно, необходимо менять и подход к дошкольному образованию в целом всех субъектов образовательного процесса. О принципах, подходах по которым сегодня должен работать педагог говорится и в Стандарте дошкольного образования и в Профессиональном стандарте Педагога.

Не смотря на то, что ФГОС ДО принят еще в 2013 году и коллективам дошкольных организаций было предоставлено время, так называемый «переходный период», до 1 января 2016 года. То есть, по сути, реализация Стандарта началась лишь чуть более одного года назад. Существует ряд вопросов: готов ли сегодня педагог к столь кардинальным переменам: принимать участие в разработке Программ, изменять годами сложившуюся систему работы, быть организатором ведущих видов деятельности, принять ребенка как полноправного участника образовательных отношений, создавать конструктивные инструменты взаимодействия с родителями, использовать инновационный подход к вопросам обновления и вариативности содержания дошкольного образования? И это я назвала лишь малую часть проблем, с которыми столкнулись педагоги детских садов в последние годы. И здесь возникает резонный вопрос: кто может помочь совершенствовать профессиональную подготовку педагогов с учетом модернизации дошкольного образования, нацелить педагога на самоизменение, создать условия для его становления и саморазвития?

Современные условия таковы, что никогда еще методическая служба не была столь востребована педагогами, как сейчас.  Обновление структуры и содержания образования, использование новых форм и методов обучения, новых педагогических развивающих технологий - все это ставит педагогов в сложное положение. И задача методической службы - не оставлять педагогов и руководителей один на один с этими трудностями. Ведь сегодня муниципальная методическая служба  - это один из уровней системы повышения квалификации работников образования, связывающий деятельность педагога и педагогического коллектива с государственной системой образования, психолого-педагогической наукой. Современная методическая служба не ограничивается только сбором информации «снизу» и трансляцией директив, присланных «сверху». Речь идёт о целенаправленном формировании норм в сознании и деятельности всех педагогов ДОО.

Одно из главных направлений деятельности нашего Методического центра - это обеспечение информационно-методического сопровождения образовательного процесса. Вся работа строится на основе результатов диагностики профессиональных потребностей педагогов в самых разных аспектах деятельности. Профпотребности изучаются с позиции теоретической, технологической и результативной готовности к реализации ФГОС ДО.  Так, при проведении диагностики выявлено, что на сегодняшний день педагогам не хватает теоретических знаний в вопросах современного дошкольного образования. А раз педагог не готов теоретически, он и технологически не знает, как применить ту или иную методику, технологию, то есть не владеет алгоритмами деятельности по  развитию профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития. А если педагог не знает теоретических основ, не владеет технологическими шагами, может ли он получить результат? Думаю, что нет.

Вот как раз для решения обозначенных выше проблем в методическом центре г.Томска уже реализованы ряд единичных муниципальных проектов, которые позволили освоить пути реализации нового подхода к дошкольному образованию. В реализации таких проектов как: «Методическое сопровождение педагогов ДОО в условиях введения ФГОС ДО», «Технологии и методы деятельностного типа в работе педагога ДОУ», «Методическое сопровождение  педагогов дошкольных образовательных организаций в осуществлении образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО» принимали участие все категории работников дошкольных образовательных организаций – это и воспитатели, старшие воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, руководители физического воспитания, музыкальные руководители, заместители заведующих, педагоги дополнительного образования.

Весь принцип организации работы в рамках проекта имеет определенный алгоритм – это, во-первых, формирование единого понятийного поля:

- в вопросах содержания образования и организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС  в дошкольных образовательных организациях,

- в вопросах организации, проведения и анализа непосредственной образовательной деятельности по освоению детьми образовательных областей и коррекционно-развивающих занятий,

- в вопросах применения различных форм и видов деятельности при реализации образовательных областей с учётом принципа интеграции и принципа комплексно-тематического планирования образовательного процесса.

Во-вторых, разработка продуктов деятельности участниками проектов по каждой «проблемной точке».

Остановлюсь лишь на тех основных аспектах, которые направлены на обновление дошкольного образования. Один из таких аспектов – это организация современного занятия. Почему именно современного занятия? Во-первых, занятие - это наиболее привычная форма работы для педагогов детских садов. Во-вторых, при проведении анализа анкет профессиональных затруднений и в процессе проведения экспертной оценки сценариев занятий в рамках Всероссийского конкурса «Образовательная деятельность в ДОО» (а это анализ конспектов педагогов из 56 регионов России), выявлено, что   педагоги не только города Томска, но и других регионов Российской Федерации испытывают ряд трудностей при разработке конспектов и проведении современного занятия, как занимательного дела:

·        в определении тех образовательных областей, которые реализуются на том или ином этапе занятии, а, следовательно, и в том, задачи какой образовательной области являются приоритетными, а какие реализуются в интеграции;

·        в определении итогового образовательного результата (формируемые педагогом возможные достижения у дошкольников);

·        в реализации принципов ФГОС (наличие партнерской позиции в процессе образовательной деятельности, принцип интеграции, комплексно-тематический принцип и др.);

·        в определении видов и форм детской деятельности;

·        в отсутствии необходимого дидактического инструментария, отвечающего комплексно-тематическому принципу и принципу интеграции.

Таким образом, руководителями проекта определена цель работы: обеспечение методического сопровождения педагогов ДОО города Томска и других регионов РФ в вопросах  осуществления образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО.

География взаимодействия информационно-методического центра г.Томска с другими городами РФ широкая: г. Ангарск, г. Шелехов, г. Саянск, г. Черемхово, г. Иркутск, г. Рязань, г. Оренбург, г. Челябинск, г. Москва, г. Тверь, г. Тула и другие. Такое сетевое взаимодействие с разными методическими службами, дошкольными организациями очень важно для нас, это позволяет изучать опыт коллег и делиться своими наработками, позволяет осуществлять поиск педагогических идей по обновлению содержания, образовательных технологий в практике дошкольного образования, повышению профессионального мастерства педагогов.

Так информационно-методическим центром города Томска по итогам реализации проектов издан ряд методических продуктов, например, разработаны сценарии и сняты на видео современные занятия на все возрастные группы;  разработаны и сняты на видео более 20 комментированных видеоанализов занятий, проводимых воспитателями и педагогами-психологами. Что представляет из себя комментированный видеоанализ занятия? Это снятая на видео образовательная деятельность с детьми разных возрастных групп с включением в ход занятия комментатора, который анализирует каждый момент, отмечая плюсы и минусы организованной образовательной деятельности.

Следующий аспект работы – это разработка картотек форм и видов образовательной деятельности по освоению детьми пяти образовательных областей. Картотеки в работе педагогов были всегда, в чем же принципиальное отличие картотек, разработанных участниками проектов? Во-первых, определены формы и виды образовательной деятельности, отличные от занятия. Представленные формы образовательной деятельности охватывают все девять видов детской деятельности. Также  все образовательные формы составлены под темы, которые дети проживают в стенах детского сада.  Во-вторых, в каждом виде деятельности, в каждой форме работы определены задачи приоритетной образовательной области в интеграции с другими образовательными областями. Это, как оказалось, было одним из значительных профессиональных затруднений педагогов. Данный методический продукт состоит из 10 частей и более чем из 1000 страниц.

Следующим направлением работы стала разработка сценариев вариативных форм образовательной деятельности: экскурсий, прогулок, режимных моментов, бесед, экспериментов, самообслуживания и элементарного бытового труда и так далее. Ценность данного методического продукта заключается в том, что здесь, в каждой форме работы, обозначены цели приоритетной образовательной области и задачи образовательных областей, реализуемые в интеграции. Все сценарии простроены, основываясь на деятельностном подходе. Кроме того, сегодня нет аналогов данному пособию на книжном рынке.

Следующее требование времени - взаимодействие с родителями как с полноправными участниками образовательного процесса. Согласитесь, пока еще многие родители считают, что детский сад должен научить детей читать и писать. Наблюдается «столкновение» требований  стандарта с установками родителей, некоторые из которых до сих пор считают, что от детского сада требуется «дрессура» детей, которая позволит быть успешными в начальных классах. В то время как ФГОС указывает, прежде всего, на мотивационную готовность ребенка к  обучению в школе.

Работа с родителями всегда была, но сегодня эта работа приобретает иной характер. Это непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность на основе выявленных потребностей семьи, поддержки её образовательных инициатив.

Очень важно вызвать положительное восприятие родителями требований Стандарта. Не только педагоги, но и родители нуждаются в осознании сути происходящих изменений в образовании.  И здесь, вновь, на помощь может прийти методическая служба не просто с теоретическими выкладками как необходимо работать с родители, а с практическими апробированными материалами. Так участниками проекта создан замечательный продукт – методическое пособие «Интерактивные методы работы с родителями».

Хочется отметить, что все обозначенные продукты деятельности участников проектов прошли ряд экспертиз в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования и Академии социального управления г. Москва, а также более, чем в 17 регионах Российской Федерации.

Согласитесь, методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров, по формированию педагога XXI века. Сегодня, в период перехода на новое содержание образования, освоение современных педагогических технологий деятельностного типа, развертывание инновационных процессов, новых подходов к управлению качеством образования, роль методической службы выходит на первый план. И это не просто работа по оповещению педагогической общественности о новом в системе дошкольного образования, это совместная работа методической службы и педагогов по освоению и разработке действенного методического инструментария, направленного на овладение теоретическими основами и технологическими шагами, ведущими к результативности, к повышению качества образования, к преодолению вызовов времени.