ЯПроект - сетевое издание для педагогов и школьников      16+

Образовательное пространство - это разновидность социальной группы, поэтому по ходу взаимодействия всех его членов (педагоги, обучающиеся и их родители) не редко возникают конфликты. С современной точки зрения, конфликт в коллективе не только допустим, но и желателен, поскольку дает информацию о проблемах, существующих в данной организации, выявляет разнообразные точки зрения на события, способствует поиску решений путем, удовлетворяющим все стороны, формирует новые механизмы поведения, способствует росту активности и мотивации к работе и т.д. Однако, для того, чтобы конфликт давал только положительные результаты, необходима четко отлаженная система действий.

Основными причинами конфликтов в школах являются: нарушенные межличностные отношения среди участников образовательного пространства и неудовлетворенность организацией учебного процесса. Уже имеющиеся в каждой школе конфликтные комиссии, психологические службы и службы медиации не приносят должный эффект – конфликты возникают снова и снова. Это происходит, потому что данные службы решают только одну сторону спора – психологическую, а конфликты, касающиеся организации работы, прав и обязанностей участников образовательного процесса не являются их компетенцией.

С целью разрешения споров в правовом русле, во многих школах регионов РФ трудятся школьные омбудсмены  (уполномоченные по правам участников образовательного процесса). Школьный омбудсмен – это независимый юрист, который обеспечивает соблюдение прав всех участников образовательного процесса. Он является также гарантом реализации всех существующих нормативных и гигиенических требований к организации учебного процесса и условиям труда. Также среди функций выделяют правовое воспитание и образование. Во многом деятельность омбудсмена перекликается с функционалом уполномоченного по правам человека в РФ.

Основное отличие работы школьного омбудсмена от деятельности уже существующих служб – это разрешение конфликтов путем разъяснения прав и обязанностей участников образовательного пространства.

Правозащитник приступает к работе после выбора его управляющими советами школы: обучающихся, родителей и педколлектива, но в своей работе он не подчиняется их мнению, поэтому можно рассчитывать на более объективное разрешение спора. По сути, работа школьного омбудсмена также является формой правления.

В данной должности может работать как один специалист, так и триумвират – представители всех трех сторон (ученики, учителя и родители).

Согласно многим проведенным опросам особенно в данном специалисте нуждаются родители обучающихся: они часто вынуждены искать пути разрешения конфликта со школой путем обсуждения его с другими родителями, родственниками, знакомыми и т.д. В школах, где трудятся омбудсмены количество конфликтов и жалоб значительно уменьшилось. Почти везде данный специалист был принят, и его деятельность оценивалась как необходимая и полезная. Из опыта работы уполномоченными разработаны различные методические пособия, в которых освещены основные вопросы по правам и обязанностям участников образовательного пространства.

Таким образом, школьный омбудсмен своей деятельностью способствует установлению доброжелательной и спокойной обстановки в школе, обеспечивает взаимодействие всех членов образовательного пространства в правовом поле. Поэтому с уверенностью можно сказать, что деятельность школьного омбудсмена является одним из способов управления  конфликтами в образовательном пространстве.