ЯПроект - сетевое издание для педагогов и школьников      16+

Конспект НОД тема: «Хочу все знать! Путешествие и работа научной экспедиции» с использованием ИКТ цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» Ерина Г.П. Воспитатель Цель: Совершенствовать умения детей в проведении лабораторных опытов и исследований Задачи: Образовательные: -Познакомить детей с понятием «Температура», «градус», «Ноль градусов», «комфортная температура». -Продолжать учить выдвигать гипотезы ,устанавливать причинно-следственные связи в природе, -Формировать умение делать выводы и простые умозаключения. Развивающие: - Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия. - Расширять словарный запас и кругозор детей; - Развивать навыки исследовательской деятельности и познавательной активности. -Развивать интерес детей к исследованиям и экспериментам. Воспитательные: Воспитывать чувство коллективизма, умение работать сообща. Оборудование: Иллюстрации: «Природа и животные северных и южных стран», глобус .Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» :ноутбук, ,мультимедийное оборудование ,модуль «Температура» с набором для эксперимента. Цветик -семицветик ,листки для записей и карандаши. Предварительная работа: Беседа «Что такое температура и чем ее измеряют». Рассматривание картинок «Разные виды градусников для измерения температур» Рассматривание иллюстрация «Наша планета Земля», «Модель земли-глобус». Дидактические игра «Назови животных северных и южных стран», игровые ситуации « Что было бы, если..» игровое упражнение- опыты «Измерь температуру». Сюжетно ролевые игры «Юные исследователи», «Путешествие на космическом корабле». Интеграция областей: Основная «Познавательное развитие»; ОО – «Социально-коммуникативное развитие»; ОО «Речевое развитие». Формы работы: Игровая обучающая ситуации «Путешествие научной экспедиции в Северные и Южные страны», Поисково-исследовательская деятельность «Кому какая температура подходит» .Экспериментальная работа «Какая температура необходима для жизни человеку, комнатным растениям и домашним животным» Игры ТРИЗ. Активные формы деятельность детей: Игровая ( игры ТРИЗ). Познавательная (решение проблемных ситуаций, экспериментирование.), Коммуникативная (игровая обучающая ситуация, беседы, речевые ситуации). Словарная работа: Градус, гипотеза, экспедиция Этапы деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей Методы и приемы Планируемый результат Психологический настрой Цель Создание эмоционально-психологического настроя. Воспитатель: Здравствуйте ребята, я рада приветствовать вас в нашей лаборатории Наураша в стране Наурандии Приветствует и создает атмосферу психологической безопасности. Приветствие. Словесный Психологическая готовность детей Вводно- организационный Воспитатель- Начинается занятие. Оно пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на занятии не зевайте. Вовлекает в слушание, эмоциональная поддержка ребенка. Занимают свои места на стульчиках Словесный: использование художественного слова Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение непроизвольного внимания Мотивационно- Побудительный Цель: Вовлечение детей в образовательную деятельность, организация межличностного взаимодействия., Воспитатель загадывает загадку. На нём уместилась Вся наша Земля: Моря, океаны, Леса и поля. И северный полюс Там тоже найдёшь, А если захочешь — В руках унесёшь Воспитатель с детьми рассматривает глобус, задает вопросы: Что такое глобус? Что изображено на глобусе, и каким цветом? Ответы детей Воспитатель уточняет, что на глобусе изображены не только моря, равнины ,горы но разные страны. Вопросы детям: Какие страны вы знаете? Ответы детей. А как называются самая большая страны? Ответы детей. Воспитатель: верно, самая большая страна это наша Родина Россия. Воспитатель обращает внимание, что на нашей Земле есть еще два полюса : Южный и Северный. Страны и города, которые находятся ближе к Северному полюсу, там погода холоднее, а которые ближе к Южному полюсу- там теплее Эмоционально включает в действие, слушание. Вовлекает в совместную деятельность. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Создает условия для формулирования задач детей самостоятельно или под руководством воспитателя. Выражают собственные мысли, чувства. Рассказывают, объясняют. Отвечают на вопросы. Словесный беседы «Что такое глобус и что изображено на нем», загадка. Вопросы к детям Наглядный: Рассматривание глобуса. Внутренняя мотивация на деятельность, формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру Актуализация Цель: Организация деятельности направленная на постановку и принятие детьми цели занятия Воспитатель предлагает детям совершить путешествие на Север, а потом на Юг. Воспитатель Ребята давайте мы с вами создадим научную экспедиция, я буду организатором экспедиции ,а вы мои сотрудники, мальчики будут старшими научными сотрудниками ,а девочки младшими научными сотрудниками Воспитатель спрашивает, а на чем, ребята, нам поехать или полететь как вы думаете?. Ответы детей ( самолет, поезд и тд.). Воспитатель: да, действительно, можно на самолет и на поезде, но я вам предлагаю совершить необычное путешествие с помощью цветика-семицветика. Сегодня мы с вами не просто будем путешествовать, а еще и собирать научные сведения. И вы сегодня не просто ребята, а сотрудники научной экспедиции. Воспитатель : ну что в путь. Дети: читают стихотворения. Лети, лети - лепесток Через запад на восток Через север, через юг Возвращайся, сделав круг Лишь коснешься ты земли Быть по –нашему вели. Вели чтобы мы оказались на Северном полюсе. Осуществляет постановку и принятие детьми цели занятия. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Стимулирует любознательность, интерес. Поощряет детей к высказываниям. Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей. Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное. Словесный Игровая обучающая ситуация, беседа, вопросы к детям, художественное слово. Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового материала . Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений) Дети подходят к мольберту. На мольберте картинка иллюстрации природы и животных севера. Воспитатель с детьми рассматривает картинки. Воспитатель задает вопросы: Что, ребята, вы видите? Какие пейзажи? Каких животных? А как вы думаете, почему животным не холодно, ведь на севере практически всегда холодная погода и долго длится зима? Ответы детей. Воспитатель: правильно , животные приспосабливаются к условиям севера. А как вы думаете, смог бы человек жить на севере? Ответы детей Воспитатель : Правильно, смог, но только не на улице, потому что человеку не комфортно … Воспитатель предлагает детям поиграть в игру хорошо- плохо. Игра ТРИЗ «Хорошо- плохо» Воспитатель: ну а теперь отправимся на Юг, там ведь всегда тепло. Дети читают стихотворение Лети, лети - лепесток Через запад на восток Через север, через юг Возвращайся, сделав круг Лишь коснешься ты земли Быть по- моему вели. Вели, чтобы мы оказались в Африке Дети останавливаются у мольберта с природой и животными жарких стран. Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и задает вопросы детям : как вы думаете почему эти животные живут в Африке, а растения растут? Ответы детей. Воспитатель: правильно, молодцы, они, как и животные Севера приспосабливаются к окружающей среде жарких стран. Воспитатель: А как вы считаете ,человеку хорошо жить в жаре? Почему человеку не комфортно в жаркую погоду? Ответы детей. Дидактическая игра ТРИЗ «Что было бы если…» Воспитатель : а как вы думаете домашние животные и растения смогли бы выжить в холоде или в жаре? Ответы детей Воспитатель: Ну вот мнения разделились, а как же нам узнать какая комфортная температура нужна человеку домашним и комнатным растениям ? ответы детей Воспитатель верно ребята при помощи цифровой лаборатории Наураша, давайте вернемся в детский сад и попробуем научно это определить Дети читают стихотворение Лети, лети - лепесток Через запад на восток Через север, через юг Возвращайся, сделав круг Лишь коснешься ты земли Быть по- моему вели. Вели, чтобы мы оказались в детском саду в нашей научной лаборатории Воспитатель : Вот мои научные сотрудники мы с вами в лаборатории «Наураша в стране Наурандии», но прежде чем приступить к опытам давайте мы с вами выдвинем гипотезу , что нам необходимо узнать и доказать,а потом узнаем, подтвердились ли наши гипотезы или нет. Воспитатель предлагает детям выдвинуть свои предположения какая температура комфортная для человека ,комнатных растений и домашних животных. Ответы детей Вовлекает в совместную деятельность. Инициирует общее обсуждение. Напоминает. Работают все вместе. Рассказывают. Экспериментируют Выдвигают предположения – гипотезы. Осознанные, усвоенные умения, навыки и т.д. Наглядный- рассматривание иллютраций. Игровой- игры ТРИЗ. Словесный беседы, вопросы к детям, обьяснение, рассказ, художественное слово. Поисково -исследовательский Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность. освоение алгоритма работы, учиться формулировать гипотезу, предположения совместно с воспитателем; Практическая работа Цель:Организация деятельности направленная на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату, цели, задачам. Экспериментальна деятельность. воспитатель совместно с детьми по заданию Наураши проводит опыты: 1.Измерить температуру воды с синем стакане (холодная вода) понаблюдать ,что происходит на экране. занести измерения в листок Какой вывод можно сделать? (….) занести измерения в листок 2.Измерить температуру воды в красном стакане (горячая вода)понаблюдать ,что происходит на экране. занести измерения в листок Какой вывод можно сделать? (что градус повысился и такая температура не подходит для человека) 3.Измерить температуру льда понаблюдать ,что происходит на экране. занести измерения в листок Какой вывод можно сделать? (что градус понизился и такая температура тоже не подходит. ) Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Стимулирует любознательность, интерес. Способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы. Использует материалы, которые можно применить для экспериментальной деятельности. Вводит элемент новизны. Предоставляет возможность детям обсудить, сделать выводы. Наблюдают за действием воспитателя и других детей. Ищут, находят решение. Овладение определенным объемом, практических навыков и умений Выражают собственные суждения. Рассказывают, объясняют, делают выводы. Сосредотачивают внимание. Получение информации. Делятся впечатлениями . Практический –опыты. Словесный -вопросы к детям Наглядный Использование мультимедийного оборудования и цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии». Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослым Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.. Рефлексия Цель: Организовать оценку,результат своей деятельности. Воспитатель: - Дети, о чем мы говорили? Что мы сегодня делали на занятии? Что нового вы узнали сегодня? А как вы считаете, мы узнали то, что хотели? Чья гипотеза подтвердилась ребята? Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Какой вывод из наших исследований можно сделать (Что для разных животных и растений есть своя комфортная температура ,а для человека ,комнатных растений и домашних животных комфорт это не жара и не холод, а теплая температура. Как вы думаете, что мне понравилось? Молодцы, ребята! Спасибо! На этом наше занятие закончено, до новых встреч в нашей лаборатории Инициирует общее обсуждение. Активизирует обсуждение. Проявляет уважение к детским высказываниям. Выражает признательность. Поощряет детей. Систематизирует, знания обобщает. Подводит итог и привлекает детей к умозаключениям и обменом мнениями Слушают. Выражают собственные мысли. Обобщают. Делятся впечатлениями. Обмениваются мнениями. Делают выводы. Словесный беседа, вопросы к детям, анализ и итог занятия, поощрение. Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Формирование элементарных навыков самооценки, умение делать выводы простейшие умозаключения.