ЯПроект - сетевое издание для педагогов и школьников      16+

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

профессиональная образовательная организация

"Златоустовский техникум технологий и экономики"

 

 

 

 

  

План-конспект открытого урока

По дисциплине «Обществознание»

 «Роль обществознания в жизни общества»

 

 

 

 

преподаватель высшей

квалификационной категории

Кугач С.Г.

 

Златоуст 2017 год

 

Тема:

Роль обществознания в жизни человека.

Цель урока:

Разъяснить современное понимание общества и его основных сфер жизни. Объяснить, для чего важно изучать обществознание и каким образом знания, умения, полученные, пригодятся в реальной жизни.

- Воспитательная - развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание ответственности за общее дело;

- Образовательная: - научить  использовать знания дисциплины в реальной жизни;

- Развивающая - развитие внимательности, памяти, воспитание культуры мышления, общения, поведения в коллективе, находчивости;

Задачи урока:

- Раскрыть понятия науки обществознания и определить роль общества в жизни людей;

- Провести анализ взаимосвязи с другими науками;

- Дать характеристику сферам общества;

- Провести рефлексию

Тип урока: комбинированный

В результате освоения дисциплины обществознания обучающийся должен уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для;

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания.

Владеть общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность;

ОК 3. Принимать решения в стандартных  ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для профессионального и личностного развития;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6. Работать в команде, с руководством;

ОК 7. Брать на себя ответственность за результат выполнения заданий;

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 

Из всех наук, которые человек должен знать,

главное есть наука о том, как жить, делая как можно

меньше зла, и как можно больше добра.

Л.Н.Толстой

 

Ход учебного занятия:

Этап

Цель

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Результат

1.Организационный этап;

 

Проверить готовность, обучающихся;

Приветствует;

Объясняет структуру занятия;

Использует приемы на восприятие информации

Готовятся к занятию;

Слушают;

 

Готовность студентов к учебной деятельности;

 

2Притча «Предназначение». (ролик)

Мотивация обучающихся;

Показывает ролик;

Смотрят и анализируют;

Высказывают свою точку зрения;

3.Объяснение материала

Формулирова-ние темы и цели урока на примере лаборатории

Раскрыть понятии общество

Сформулиро-вать понятие общество и его связь с другими науками;

Применение понятия общество на практике;

Проверка усвоения понятий о сферах общества;

Активизация деятельности учащихся через фронтальный опрос

Выдает задание

Анализирует ответы формулирует понятие и отражает взаимосвязь;

Показывает на конкретных примерах использования в жизни;

Выдает задание: составить коллаж по сферам общественной жизни

Рассуждают и формулируют ответы на поставленные вопросы

Заполняют карточки задания

Слушают смотрят;

Смотрят, анализируют, рассуждают высказывают свою точку зрения;

Подбирают материал для создания коллажа и выполняют задание;

Представляют и защищают коллаж;

Обозначена тема и цель урока;

Подведение итога выполнения задания по таблицам

Понимание и применения

понятия общество на практике;

Применение полученных знаний для практической деятельности;

4.Путешествие в Царство общественных наук

Объяснить взаимодей-ствие наук дисциплиной обществознанием.

Выявить понимания обучающими-ся сфер общественной жизни и их взаимосвязь

Представляет науки в виде переодетых героев

Анаоизируют, эадают вопросы

-Сделать выводы;

-Ответить на вопросы

Создание коллажа

Создать коллаж по общественным сферам

Объясняет требования к выполнению задания

Подбирают материал и готовят защиту работы

Представляют готовый коллаж и представляют

3.Рефлексия;

Подведение итогов занятия, рефлексия;

Подводит итоги занятия в игровой форме;

 

Проводят самоанализ и самооценку;

 

Контроль усвоения знаний и самоанализ урока

Методы: репродуктивный

Методические приемы: выполнение практических заданий, работа с раздаточным материалом (журналы, ножницы, клей), анализ.

Средства обучения: презентация, раздаточный материал, предметы быта для объяснения материала (апельсин, часы)

 

 

План урока

  1. Организационный этап;
  2. Притча «Предназначение». (ролик)
  3. Объяснение материала;
  4. Путешествие в Царство общественных наук
  5. Создание коллажа;
  6. Рефлексия.

 

Ход урока

Для начала урока необходимо распределиться на четыре команды? Каждая команда имеет название

«Экономическая сфера», «Политическая сфера»,

«Социальная сфера», «Политика и право».

Сегодня мы начнем наш урок с одной притчи.

Легенды и притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день, они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Они учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Попробуем убедиться в этом на примере одной из них.

Эта притча называется «Предназначение». (ролик)

прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.

 Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое — ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в «Своей руке».

Второе — ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье — ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое — твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

А главное: где бы тебя не использовали, сколько бы ты не потратил сил, продолжай писать. (слайд)

Вопросы – О чем эта притча? – Как вы поняли ее смысл? (слайд)

Вывод: Действительно, каждый человек единственный и неповторимый. И очень важно, несмотря на все превратности судьбы и перенесенную боль, оставаться во всех ситуациях самим собой и стараться быть полезным другим. Как можно больше учиться и познавать мир и окружающих его людей. (слайд)

Многие уже конечно догадались, что речь пойдет о науке обществознание. (слайд)

Эта наука содержит знания об обществе, о законах общества и его развитии, об основных сферах общественной жизни, а также о человеке как о существе социальном, общественном.(слайд)

На доске афоризм прочитайте и вдумайтесь (слайд)

Для того чтобы, определить тему урока и ее цель, давайте с вами вспомним, что же мы знаем о понятие Общество?

Перед вами два предмета, часы и апельсин. (слайд)

Современное общество, на что оно больше похоже?

Общество – это целостная система, состоящая из элементов связанных между собой.

Если снять крышку мы увидим механизм слаженный, который взаимодействует между собой, от слаженности механизма зависит и успех работы часов, ну и соответственно если это перенести на общество, то это и успех общества.

Можем сказать что общество -это динамическая система, его основными подсистемами являются сферы общественной жизн.

Вывод: (слайд)

1.Общество – это группа людей, объединенных общими интересами, например, Гринпис.

  1. Общество – это группа людей, объединенных происхождением, например, дворянское общество.
  2. Обществом называют определенную ступень в развитии человечества, например, первобытное общество.

Скажите: «Почему понятие Общество имеет много значений, и какое из них вы считаете наиболее важным для изучения обществознания?

Вывод:

Общество – многозначное понятие, так как дает представление о разных сторонах жизни людей. Наиболее важного понятия, поэтому нет, они все важны для обществознания.

Поэтому тема урока: Роль обществознания в жизни общества. (слайд)

Цель: Разъяснить, для чего важно изучать обществознание и каким образом, знания, умения, полученные, пригодятся в реальной жизни.

Обществознание как предмет преподает основы жизни, разъясняет развитие общества, а также роль человека и его действий в обществе.

Изучая этот предмет, мы узнаем основную информацию об обществе, о человеке, экономике, культуре, духовной жизни и т. д.

Некоторые думают, что это не очень важные знания, а на самом деле все зависит от того, как человек смотрит на мир, и именно это отражает его самосознание.

Любые достижения человека зависят от того, какую роль он найдет для себя в этом мире, а для начала необходимо познакомится с самим миром и научиться гармонировать с ним.

Для этого надо найти свое место в этом мире.

Каждый день мы сталкиваемся с явлениями, которые кажутся естественными, и поэтому часто не подвергаем их критическому анализу.

- Почему человек не может жить вне общества? (слайд)

- Почему с одними людьми мы поддерживаем дружеские отношения, а с другими не хотим общаться?

- Почему одни стремится достичь в жизни большего, а другой останавливается на достигнутом?

- Почему в обществе есть богатые и бедные?

- Почему происходят войны и революции?

- Зачем нужно государство?

Эти и многие вопросы составляют предмет изучения разных научных дисциплин – философии, социологии, политологии, экономики, правоведения и другие. Все они могут быть объединены в общий комплекс обществознания. (слайд)

Предлагаю совершить увлекательное путешествие в Царство общественных наук. Оно большое и состоит из отдельных королевств. Встречаем высокопоставленных гостей их Величество

Королева Социология

Я королева «Социология», что в переводе с древнегреческого означает «учение об обществе». Жители королевства  — ученые-социологи — изучают законы развития общества, межличностные отношения. Все мы знаем историю о мальчике Маугли, который покинул мир животных и возвратился к людям, но не смог вести нормальную жизнь в обществе. Люди не могут жить вне общества, без взаимного понимания, дружбы и любви. Их главный девиз: «Понять, а не судить!»

А это королевство одно из самых древних и к нам прибыл

Король науки Культурология

Я король «Культурология». Слово культура в переводе с латинского означает «возделывание». В этом королевстве все и изучают культуру, которую называют «второй природой» Ученые-культурологи пытаются вывести закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, изучают памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

Королева Философии

Я королева «Философия», что в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». В королевстве живут мудрые люди, которые пытаются найти ответы на основные вопросы, волнующие человечество. — Какое место занимает человек в мире? — Как человек познает мир? О древних жителях этого королевства — философах — существует множество забавных историй. Философ — Диоген — жил в бочке, чтобы не отвлекаться от научных занятий.

Спасибо Вам высоко поставленные гости. А мы подведем итог.

Вывод: Обществознание – это интегрированный курс, объединяющий в себе – науки, которые изучают человека и общество с разных сторон. (слайд)

А что же что делаем людей и мир единым? И что бы ответить нам на этот вопрос я хочу вас спросить.

Кто пользуется телевизором, кто любит пиццу, у кого есть джинсы, а вы знаете, что такое электронные деньги – все это необходимо человеку, где бы он не жил Россия это или Америку, это и связывает мир в единую систему?

В центре каждой из указанных наук стоит человек – существо общественное. Он не может жить вне общества себе подобных. Без взаимодействия с другими людьми мы не можем удовлетворять необходимые потребности и оценивать достигнутые результаты.

Но жизнь в обществе – это ещё не ответственность.

«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», - сказал один из мудрецов».

 Действительно, мы подчиняемся нормам морали, традициям, принятым среди нашего общения. Как граждане мы должны следовать установленным государством правовым нормам. А как защитить свои права в случае их нарушения?

 В такого рода вопросах каждый из нас должен уметь ориентироваться. И в этом помогут нам общественные сферы жизни общества

Следующее понятие,– это сферы общества. Что это такое? (слайд)

Ответ: Сферы – это части общества, которые включают в себя определенные отношения. (слайд)

Например, власть – это политическая сфера.

Политическая сфера – это область общественной жизни, в которой осуществляется управление развитием общества, регулирование отношений между классами, нациями и другими социальными группами по поводу государственной власти и с помощью государства.

Образование и религия – духовная, т.е. система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества. Представленная такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.

Общение – социальная, совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление.

Производство – экономическая, система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и главнейшим фактором, определяющим их специфику, является способ производства и распределения материальных благ в обществе.

Перед вами плакаты, в которых отражены сферы общественной жизни, мы видим все что здесь представлено, это наша жизнь, где мы с вами  живем, мне бы хотелось чтобы вы дополнили эти сферы предложенными вариантами. От каждой группы по одному человеку, каждый пополняет свою сфера общества.

Скажите, какая из сфер самая важная, без которой, мы сможем прожить и почему?

Все сферы важны и доказать мы это сможем созданием коллажа.

Перед вами газеты или журналы, создайте коллаж по одной из сфер общества, и отразите взаимосвязь с наукой, и представьте ее.

 Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Процесс формирования личности начинается со школьной скамьи, поэтому усвоенные в детстве знания, будут основой будущей взрослой жизни.

Заканчивая урок, я хочу всех поблагодарить за активную работу, отметить самых активных участников, и предложить вам дать оценку нашей с вами сегодня деятельности. На чашу весов выбрать и положить свои эмоции в виде веселых позитивных смайликов, или хмурых не улыбчивых.

Всем спасибо.

 

Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — и мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря.

Дени Дидро

Жизнь есть счастье только тогда, когда человек может вполне и свободно пользоваться своими силами в расширяющемся направлении, и самая полная и всесторонняя жизнь есть самая счастливая жизнь. А всесторонняя жизнь — только общественная.

Николай Шелгунов

Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, каким бы горячим ключом ни била она вовне, — она не полна, если не усвоит в свое содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества.

Белинский

 

Алгоритм самоанализа и самооценки.

А .

  1. На занятии по практике я:
  • узнал...;
  • понял...;
  • научился.

Б.

  1. Лучше всего на занятии у меня получалось...,
  2. Основные трудности были...
  3. У меня произошли изменения:
  • в знаниях по предмету...;
  • в умении чувствовать и ощущать...;
  • в моих творческих способностях...;
  • в умении осознавать себя...;

В

. Сам себе желаю....

Г

. Мое самое большое дело при изучении дисциплины - это....

  • Я получил знания по....
  • Мой самый большой успех - это....
  • у меня теперь получается - это....

- у меня остались трудность в....

 

Аннотация

 

Кугач Светлана Геннадьевна

РФ, Челябинская область, город Златоуст,

ГБОУ ПОО "Златоустовский техникум технологий и экономики"

Преподаватель социально-экономических дисциплин

Данный конспект урока разработан для проведения открытого мероприятия по дисциплине обществознания для групп первого курса, по теме  «Роль обществознания в жизни общества»

Тема урока раскрывает современное понимание общества и его основных сфер жизни и для чего важно изучать обществознание и каким образом знания, умения, полученные, пригодятся в реальной жизни, так же формирует развитие познавательного интереса и логическое мышление.

Весь урок сопровождается презентацией.

Урок начинается с видеоролика, притчи «Предназначение». ориентированный на рассуждения студентами о смысле жизни.

Затем перед студентами ставится задача, представлены вопросы на рассуждения, что бы определить тему урока. В продолжении предлагается совершить увлекательное путешествие в Царство общественных наук, где принимают участие сами ребята, рассказывая каждый о своем царстве раскрывая сущность интеграции обществознания с другими науками. Доказывая важность всех сфер общества, студенты заполняют таблицы, дополняя их собственными примерами и из подручного материала создают коллаж.

Урок заканчивается алгоритмом самооценки и самоанализа.