ЯПроект - сетевое издание для педагогов и школьников      16+

Тема урока: «Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков» Тип урока: Урок изучения новых знаний. Цели урока: формирование умения у младших школьников точно употреблять и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков; развитие орфографической зоркости, речи и любознательности учащихся к уроку русского языка; совершенствование умения слушать и слышать, работая в группах; воспитание чувства коллективизма. Планируемые результаты: В результате урока дети научатся: - находить в словарях разного типа новые слова с удвоенными согласными; - использовать их в своей речи; правильно записывать и сверять с образцами; - уметь строить предложения по увиденному, передавать свои впечатления словесно и эмоционально; - сопоставлять написание слов с удвоенными согласными русского происхождения и иноязычными; оценивать свою работу на уроке и уровень усвоения новой темы самостоятельно. Оборудование: презентация, задания для самостоятельной работы, толковые словари русского языка Ожегова С. И. и В. Даля, литературоведческий словарь, карточки со словами, оценочные листы. Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Встаньте, дети, не ленитесь, Все мне дружно улыбнитесь. - Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно. - Я знаю, что вы справитесь, если даже будет трудно. Я всем на уроке желаю успехов. Уровень ваших знаний вы отметите в оценочном листе. (ПОКАЗАТЬ) - Сегодня у нас необычный урок русского языка, который пройдет в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты». Кто знает, чем занимаются люди, работающие в редакции газеты? - Мы с вами, работая в группах, попробуем себя в роли редакторов, журналистов, корректоров, побываем в «Отделе писем» и «Отделе печати». Личностные УУД: формирование положительной мотивации к обучению. Познавательные УУД: выявление сущности, особенности объектов; учиться обобщать и классифицировать по признакам; Коммуникативные УУД: учиться слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Регулятивные УУД: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать II. Актуализация опорных знаний Мы с вами в отделе писем. Откройте ваши деловые блокноты-тетради, запишите число. ТЕМА ЗАКРЫТА ШТОРКОЙ. Определить тему сегодняшнего урока вам поможет следующее задание. В нашу редакцию поступила заметка, но в ней пропущены некоторые слова и вам необходимо ее отредактировать, то есть, вставить недостающие слова, вспомнив их написание. На эту работу 5 минут. … утром мы вышли на прогулку. … ветерок шелестел в листве. Мы побрели по … дорожке. Вдалеке виднелась … усадьба. О ней можно … много интересного. Слова для справок: стари(н/нн)ый, дли(н/нн)ый, осе(н/нн)ий, ра(н/нн)ий, ра(с/сс)казать. Что объединяет эти слова? Назовите орфограмму? Из предлагаемых слов для справок выбирают подходящие по смыслу слова с удвоенной буквой согласного, вспоминая правило их написания. Объясняют написание удвоенных согласных с помощью состава слова. Выявляют закономерность, делают умозаключение, предполагают и формулируют тему урока. III. Постановка учебной задачи. Определение темы, постановка целей урока Слайд 2 (открыть шторку) Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока. Верно, мы продолжим изучать слова с удвоенными согласными, пришедшими из других языков. Что будем изучать? Чему должны научиться? ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ: ПОИСКА РЕШЕНИЯ проблемы: 1.Проблема урока (тема) 2.Пути решения проблемы (шаги работы) 3.Вывод, анализ по теме урока. УЗНАТЬ О написании новых слов ВЫЯСНИТЬ лексическое значение УПРАЖНЯТЬСЯ IV. Проектирование и фиксация нового знания. Слайд 5 Вы сможете восстановить пропущенные буквы в словах? А…НОТАЦИЯ А…ЛИТЕРАЦИЯ А…БРЕВИАТУРА - Выскажете предположение: какая была латинская приставка в этом слове? Слова, с которыми мы с вами познакомимся на уроке пришли к нам из латинского языка. Все эти слова с приставкой ад-. - Что это за приставка, вспомните? - Это приставка - хамелеон. Она меняет букву согласного на другую в зависимости от того, с какой буквы начинается корень слова. В каком источнике мы можем узнать о словообразовании слов? - В словаре происхождения слов найдем значение первого слова. - Найдите аннотацию на обороте титульного листа учебника, зачитайте. - На уроках по развитию речи мы будем учиться составлять аннотации. Попробуйте, проанализировав информацию на слайде и в учебнике на стр. 119, понять, как образовались удвоенные согласные в словах, пришедших к нам из других языков. Работаем в группах. (На обсуждение 5 минут). Выслушаем версии групп. У какой группы была правильная версия? Версия какой группы была очень близка к правильной? Молодцы! Но наша работа еще не закончена. Продолжаем наблюдать и исследовать. Давайте узнаем какие слова образовались с помощью приставки ад-. - Хочу напомнить вам строки из одного стихотворения. Где тихий – тихий пруд, Где тихая беседка, Где сам ссобой паук Беседовал нередко… Теперь там дождь косой Беседует часами… - Выможете назвать автора этого стихотворения? (Эмма Мошковская) - Какие звуки повторяются? (согласные) - Какое впечатление создаёт этот повтор? - Как называется этот повтор? (Звукопись) - Это звукопись, основанная на повторении согласных звуков. Такая звукопись называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ. -Рассмотрим ещё одно латинское слово - аббревиатура. - Найдите значение этого слова в словаре Ожегова, Даля. В русском языке существует больше способов образования аббревиатур. Мы познакомимся с двумя. Упражнение 92 стр. 122. МГУ – Московский Государственный Университет; ЦСКА – Центральный спортивный клуб армии;…и т.д. - Аббревиатуры тоже имеют особенности в произношении. Одни произносятся по названиям составляющих их букв: МГУ, МЧС, ДТП, РФ; в других – произносятся звуки, которые обозначены данными буквами: ГУМ, ЦУМ, США, Существуют словари аббревиатур, с некоторыми вы можете познакомиться на сайте: www.sokr.ru. V. Физминутка - Каждому работнику редакции необходима пауза. Руки в стороны поставим, Правой левую достанем, А потом наоборот- Будет вправо поворот. Будет вправо поворот, Будет влево поворот. Раз хлопок, два хлопок, Повернись ещё дружок. Раз, два, три, четыре Плечи выше, руки шире. Опускаем руки вниз, И за парты вновь садись. Каждый попробовал себя в роли журналиста. А сейчас вам предстоит попробовать себя в роли корректоров: необходимо исправить ошибки и записать предложения верно. Алитерация поможет вам узнать , о чем расказываит книга, каторую вы собираетесь читать. Расширяя представления о поэтическом творчестве, мы знакомимся с ретким, но очень ценным приемом-анотацией. Некоторые анотации можно увидить на вывисках магазинов. Обменяйтесь тетрадями и проверьте. Пришло время запустить новые слова в печать, чтобы о них узнали из нашей газеты. Эту работу выполняет отдел печати Что нового узнали на уроке? Что понравилось на уроке? Какое задание на уроке вам показалось особенно трудным? Удалось ли достигнуть поставленных целей? - Кому всё было понятно, кто активно работал, Поставьте себе звёздочку под первый смайлик и скажите: «Я молодец!». - Кто испытывал трудности, но быстро находил свои ошибки, всё исправлял, тот ставит звёздочку под второй смайлик и говорит себе: «Я работал хорошо». - Кому на уроке работать было трудно,и остались вопросы, которые вы хотите мне задать, поставьте звёздочку под третий смайлик и скажите: «У меня обязательно всё получится!». Тетрадь для самостоятельной работы № 1, стр.57, упр. 60. Источники и литература. 1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 2. класс. Часть первая. - М.: Академкнига/учебник, 2014 . 3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2002. 4. Рут М.Э. Этимологический словарь русского языка для школьников. - Екатеринбург: У- Фактория, 2007.