ЯПроект - сетевое издание для педагогов и школьников      16+

Тема: "Орнамент чувашской вышивки."

Цель: ознакомить обучающихся с традициями изображения чувашского орнамента.

Задачи: 1. Создавать условия для развития навыков и умений в изображении чувашских узоров, чувства композиции, ритма элементов узора в полосе, творческого воображения, художественный вкус;

  1. Воспитывать у детей любовь к родной природе, к народному искусству, уважение к народному мастеру.

Оборудование для учащихся: картофельные штампы, имеющие в сечении прямоугольник размерами 1 см на 3 см, краски акварельные или гуашевые, кисти, тряпочка, 2 двойных тетрадных листа бумаги в клетку или лист формата А4 с прочерченными клеточками.

Оборудование для учителя: иллюстрации старинной чувашской одежды и предметов быта, образцы элементов чувашского орнамента, образцы орнамента в полосе, картофельные штампы, имеющие в сечении прямоугольных размерами 1 см и 3 см, краски, кисть, 2 двойных тетрадных листа бумаги в клетку или лист формата А4 с прочерченными клеточками.

План урока:

  1. Вводная беседа (5 мин)
  2. Объяснение последовательности выполнения орнамента в полосе (5 мин)
  3. Самостоятельная работа (15 мин)
  4. Подведение итогов (5 мин)

 

Ход урока:

  1. Орг. момент Здравствуйте, ребята! Сегодня урок изобразительного искусства у вас буду вести я. Зовут меня Анастасия Александровна. Давайте проверим готовность к уроку. Я предлагаю вам улыбнуться друг другу и настроиться на интересный урок.

Ребята, какое сегодня у вас настроение? Давайте покажем цветом какой у вас настрой на урок. Желтый цвет - радостное, бодрое; красный - просто хорошее; зеленый - немного грустное; синий - очень устал.

Звучит музыка: песня «Илемле».

- Ребята, вы слышите эту волшебную песню? Откуда она доносится?. Как вы думаете, похож этот предмет на музыкальную шкатулку?

Дети. Нет.

- Что же это?

Показывается (Изображение сундука)

Дети. Сундук.

- Это старинный чувашский сундук, он называется «арча». Сундук – это мебель наших предков. В старину чуваши в таких сундуках хранили свою одежду. Интересно, что находится в этом сундуке. 

Вы  это узнаете, отгадав мои загадки.

  1. Дуйся не дуйся,

Через голову суйся,

Попляши день-деньской,

И пойдешь на покой.    (Рубашка)

  1. Говорит дорожка –

Два вышитых конца:

Помылся хоть немножко,

Чернила смой с лица! –

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня.  (Полотенце)

  1. Есть носовой почти у всех,

При насморке, слезах имеет он успех.

А головной стал очень редок,

И то лишь у старушек-домоседок.  (Платок)

  1. Он от грязи и от пятен

Защищает платье наше. (Фартук)

  1.  Днем обручем, ночью змеей. (Пояс)

Рассматривание чувашской одежды:

Учитель.  Чуваши всегда любили красоту и умели ее создавать. Как чуваши делали вещи красивыми?

Дети. Они украшали одежду вышивкой. Вышивали разные красивые узоры не ней.

Учитель.  Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир – мир вышивки.

-Ребята, кто знает, что такое орнамент? ( узор )

- Какие виды орнаментов вы знаете? (геометрический, животный(зооморфный), растительный)

- Какой орнамент называют геометрическим, растительным, зооморфным?

Самым оригинальным и высокохудожественным видом народного искусства Чувашии заслужено считается вышивка. Искусство чувашской вышивки известно во всем мире.

Вышивку чаще выполняли на белом фоне. Вышивали узоры шерстяными нитками красного, зеленого, синего и желтого цвета. Каждый цвет что-то символизировал.

  1. Объяснение выполнения орнамента. Печатается элемент узора на листе. Необходимо повторить: характерные черты чувашского орнамента - линейное расположение и ритмичное чередование одной или нескольких форм орнамента.

Создание собственного проекта орнамента.

- Остался самый интересный этап – создание собственного проекта орнамента.

Постановка проектной задачи: Давайте договоримся, что каждый из вас сейчас будем дизайнером, т.е. человеком который создает, творит что-то новое. Вам нужно создать проект орнамента. На доске вы видите некоторые узоры чувашской вышивки и толкование. Вначале вы можете нарисовать проект на листке, а затем  воплотите свой орнамент на бумажных куклах.

 

Самостоятельная работа детей: рисование чувашских узоров.

Во время рисования звучит музыка. Песня

Помощь подсказка, указания, поощрения по ходу работы.

Физкультминутка с презентацией

Теперь мы с вами воплотим на бумажных шаблонах орнамент. Скоро праздник наших пап, дедушек День Защитников Отечества и вы сможете подарить ваши куклы.

Выставка детских работ.

Учитель предлагает ученикам продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность.

Ребята, давайте оценим свои работы:

Желтый смайлик - всё понятно, всё понравилось

Красный - что-то было непонятно

Синий – не понравилось, не получилось.

- Ребята, наш урок подходит к концу. В благодарность за работу дарю вам раскраски, которые дома вы можете оживить с помощью красок.