ЯПроект - сетевое издание для педагогов и школьников      16+

Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский детский сад комбинированного вида «Льдинка».

 

 

 

 

 

 

 

 

«ХЕЙРО»

Сценарий занятия по театрализованной ритмопластике  с детьми  старшего дошкольного возраста

                                                          Автор: Басова О.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Дудинка, 2017

«Хейро»

Сценария развлечения для детей старшего дошкольного возраста.

 

Цель: расширять и систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста в области культуры северных народностей Таймыра.

Задачи:

·        учить уважать обычаи и традиции народов Севера, любить свою малую родину;

·        развивать устойчивый интерес к подвижным играм коренных народностей Таймыра;

·        закрепить проявление индивидуальности через самостоятельные движения под музыку;

·        доставить детям удовольствие от праздника, создать положительный эмоциональный настрой.

 

Зал оформлен на северную тематику: игрушки северных зверей, выставка книг, поделок на северную тематику.

Под музыку в зал, как олени, забегают дети и занимают свои места.

Ведущая: Дети у нас в зале присутствуют гости, давайте с ними

                   поздороваемся.

Дети здороваются.

Ведущая: Сегодня праздник мы встречаем

                   И праздник свой мы начинаем!

Из чума выходит «Мать – Тундра», играя на баргане:

В гости вы ко мне пришли,

Всем я рада от души!

Сегодня праздник у меня,

Я солнышко встречаю

В наш детский сад его позвать,

Я вас всех приглашаю!

Все кричат и показывают «солнышки» - «Хейро! Хейро! Хейро!»

Ребенок:  Небо макушкой приподнимая,

       Входит оно, горизонт поднимая.

       Глыбой огромной и красной, как  медь,

       Солнце, как после спячки, медведь.

 

Ребенок: Солнце, ты солнце! Ярче свети!

Солнце лучистое, к нам заходи!

Все:   Солнце, ты солнце! Ярче свети!

Солнце, ты солнце! К нам заходи!

Под музыку, в зал заходит Солнце.

Солнце: Я – Солнце золотистое,

               Я, солнышко лучистое!

               Приглашаю в хоровод,

               Встретить солнышка восход!

Дети   исполняют хоровод «Здравствуй, солнце!»   (на места)

Мать: А послушайте легенду, откуда появился этот праздник «Хейро»?

           Солнце, посиди и послушай нашу легенду о твоем появлении у нашего

            народа.

Солнце садится на приготовленное место.

Мать: В давние времена, когда, сказывают старики, лед и снег по всей

             тундре не таяли, а солнце  над землей было только красным кругом, даже, когда оно стояло высоко – высоко, жил в одном стойбище храбрый охотник, которому до всего было дело. Всем старался делать хорошо. Однажды,  покручивая трубку возле очага в чуме, он задумался: почему это от  костра так тепло, а от нашего красного круга нет тепло? Наверное, потому, что решил он, что в костер бросают сучья, а в красный круг никто не бросает. Да и как туда бросишь – далеко ведь – подумал он. А если из лука пустить стрелу – долетит, до красного круга, и тот получит пищу для своего маленького огня. Но одной стрелы, наверное будет мало, решил охотник, надо всем стойбищем пускать стрелы в красный круг, тогда он будет постоянно гореть и давать тепло. Много стрел наготовили люди, сделали большие луки и стали пускать стрелы в красный круг. Люди стали  замечать, что с каждым днем красный круг становится все ярче и ярче. На земле с каждым  днем становится все теплее и теплее. А стрелы, что пускали охотники в красный круг, стали лучами солнца. С тех пор день, когда  охотники пускали стрелы в красный круг, люди  тундры стали считать праздником и дали ему красное имя «Хейро». Ребята, давайте и мы поприветствуем солнышко песней

Дети исполняют  «Хейро» (эвенкийский хоровод).

Мать: С нами, Солнце, оставайся,

           Веселись и улыбайся!

Солнце: Вам «спасибо» говорю,

               От души благодарю.

               С вами буду я играть,

               Буду вас я забавлять.

Проводится игра «Олени и оленеводы». (с обручами)

Солнце вместе с детьми выполняет все. Из-под сугроба, выходит Медведь.

Мишка: Песни кто зимой поет?

               Мишке спать, кто не дает?

Мать: Что ты, Мишенька, рычишь,

           Песни петь нам не велишь?

Мишка: Я, ребятам, очень рад,

               Что ревел я, виноват.

               С вами вместе поиграю,

               Выходите все подряд.

Проводится игра «Я по тундре иду».

«Я по тундре иду,

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.»

Дети убегают, а мишка их ловит.

Мать: Ох и мишка косолапый,

           Никого не тронул лапой.

           Ну-ка, мишенька, спляши,

           Будем хлопать от души.

Мишка танцует под северную музыку, все хлопают.

Мать: Вот загадки знаю я,

           Разгадайте их, друзья.

1.     Комья снежные лежат,

Комья снежные дрожат.

Это птица, а не снег,

Обитает возле рек,

Только клювик и глаза

Выдают ее всегда.

Она белая, как ватка,

Кто же это…?                   (куропатка)

 

2.     В тундре всем он главный враг,

Любит он глухой овраг.

Причиняет много бед,

Рыщет, чтоб найти обед.

В нем охотник знает толк,

Это кровожадный….                     (волк)

 

3.     Крылья белы, как бумага,

Глаз, как блюдце,

Лапка – лапа.

Мощный клюв и не мала,

Она полярная….                 (сова)

 

4.     Шерсть длинна, окраска бура,

Хороша на шапку шкура,

Нравом – хищник и жесток,

С ним не свяжется и волк.

Может съесть он олененка,

А догонит и зайчонка.

Он на всех нагонит страху,

Вы узнали……?             (рассомаха)

Мать: На праздник гости к нам пришли,

         Веселье, шутки принесли.

         Дзяйку, Куропатка,  красавица нганасанка.

         Проходите, проходите,

         О себе нам расскажите.

Дзяйку: Здравствуйте! А это мои  друзья. А вот и куропатка, Белая лапка.

Лена Евай(гость ГЦНТ) делает информацию про быт ненецкой семьи.

Дзяйку: Однако, народу много собралось. Что делаете?

Дети, вместе с Матерью, рассказывают о празднике «Хейро».

Мать: В круг гостей мы приглашаем,

           Песню спеть вам предлагаем.

Дети исполняют песню «Песня охотника». (долганская народная песня)

Мать: Поиграть вам предлагаю,

           Игры севера мы знаем.

Дзяйку: А…, хорошее дело в игры и я с вами поиграю, я тоже много игр

              знаю. Но вот я рыбу принес, но она всего одна. Надо бы еще словить.

              На рыбалку пойдем?

Ответ детей.

Дзяйку берет удочку и рыбачит  игрушечными рыбками.

Дзяйку: А что-то мало рыбы ловится. А давайте неводом ловить, что нам эта

              удочка…

Проводится игра «Рыбаки и рыбки»  (дети – рыбки, а взрослые – невод, рыбки плывут, а невод загоняет их в свои сети)

Мать: Ой, а чей это такой большой дом?

Дзяйку: Оленя, однако.  (смотрит из-под лобья)

                А я игру знаю про этот дом, однако.

Мать: Поиграть вам предлагаем, на поляну приглашаем.

Проводится игра «У оленя дом большой».

Дзяйку: Ох, наигрался, повеселился, однако, домой пора. У меня, как у оленя

              чум большой. Со своими ребятами буду в игры играть. До свидания.

Мать: До свиданья, Дзяйку, приходи к нам еще.  (Дзяйку уходит)

           «Без строгого глаза, без длинной руки, без крепких ног – худо

             тундровику» - так гласит старая ненецка  поговорка. А откуда же

             берут силы жители тундры, чтобы одолеть долгую зиму с колючими

              ветрами, сильными морозами и пургами?

Ответ детей.

Мать: Конечно, прежде всего, они черпают любовь к этому суровому

          северному краю, но большое значение  имеет и физическая

          подготовленность. А чтобы быть физически здоровыми, надо

           заниматься спортом, да не просто спортом, а его национальными

            видами.А какие национальные виды спорта вы знаете?

Ответ детей: Перетяни хорей, прыжки через нарты, бег в оленьих упряжках,

                      построй чум.

Мать: Вот сколько видов спорта вы знаете. Молодцы!  Наш край славится

            своими богатством земли, своим народом,  так давайте споем песню о

            крае в котором мы живем.

Дети исполняют песню «Таймыр». А. Корюкова

Мать: Наши дети приготовили в честь праздника «Хейро» сувениры и хотят

             подарить нашим гостям.

Дети, под музыку,  дарят гостям сувениры.

 Мать: Да и нам пора прощаться, да по группам отправляться.

            Тундра – Мать всех поздравляет,

            Солнца теплого желает.

Под музыку, все расходятся по группам. Можно сфотографироваться с гостями.