Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский детский сад комбинированного вида «Льдинка».
«ХЕЙРО»
Сценарий занятия по театрализованной ритмопластике с детьми старшего дошкольного возраста
Автор: Басова О.Д.
г. Дудинка, 2017
«Хейро»
Сценария развлечения для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: расширять и систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста в области культуры северных народностей Таймыра.
Задачи:
· учить уважать обычаи и традиции народов Севера, любить свою малую родину;
· развивать устойчивый интерес к подвижным играм коренных народностей Таймыра;
· закрепить проявление индивидуальности через самостоятельные движения под музыку;
· доставить детям удовольствие от праздника, создать положительный эмоциональный настрой.
Зал оформлен на северную тематику: игрушки северных зверей, выставка книг, поделок на северную тематику.
Под музыку в зал, как олени, забегают дети и занимают свои места.
Ведущая: Дети у нас в зале присутствуют гости, давайте с ними
поздороваемся.
Дети здороваются.
Ведущая: Сегодня праздник мы встречаем
И праздник свой мы начинаем!
Из чума выходит «Мать – Тундра», играя на баргане:
В гости вы ко мне пришли,
Всем я рада от души!
Сегодня праздник у меня,
Я солнышко встречаю
В наш детский сад его позвать,
Я вас всех приглашаю!
Все кричат и показывают «солнышки» - «Хейро! Хейро! Хейро!»
Ребенок: Небо макушкой приподнимая,
Входит оно, горизонт поднимая.
Глыбой огромной и красной, как медь,
Солнце, как после спячки, медведь.
Ребенок: Солнце, ты солнце! Ярче свети!
Солнце лучистое, к нам заходи!
Все: Солнце, ты солнце! Ярче свети!
Солнце, ты солнце! К нам заходи!
Под музыку, в зал заходит Солнце.
Солнце: Я – Солнце золотистое,
Я, солнышко лучистое!
Приглашаю в хоровод,
Встретить солнышка восход!
Дети исполняют хоровод «Здравствуй, солнце!» (на места)
Мать: А послушайте легенду, откуда появился этот праздник «Хейро»?
Солнце, посиди и послушай нашу легенду о твоем появлении у нашего
народа.
Солнце садится на приготовленное место.
Мать: В давние времена, когда, сказывают старики, лед и снег по всей
тундре не таяли, а солнце над землей было только красным кругом, даже, когда оно стояло высоко – высоко, жил в одном стойбище храбрый охотник, которому до всего было дело. Всем старался делать хорошо. Однажды, покручивая трубку возле очага в чуме, он задумался: почему это от костра так тепло, а от нашего красного круга нет тепло? Наверное, потому, что решил он, что в костер бросают сучья, а в красный круг никто не бросает. Да и как туда бросишь – далеко ведь – подумал он. А если из лука пустить стрелу – долетит, до красного круга, и тот получит пищу для своего маленького огня. Но одной стрелы, наверное будет мало, решил охотник, надо всем стойбищем пускать стрелы в красный круг, тогда он будет постоянно гореть и давать тепло. Много стрел наготовили люди, сделали большие луки и стали пускать стрелы в красный круг. Люди стали замечать, что с каждым днем красный круг становится все ярче и ярче. На земле с каждым днем становится все теплее и теплее. А стрелы, что пускали охотники в красный круг, стали лучами солнца. С тех пор день, когда охотники пускали стрелы в красный круг, люди тундры стали считать праздником и дали ему красное имя «Хейро». Ребята, давайте и мы поприветствуем солнышко песней
Дети исполняют «Хейро» (эвенкийский хоровод).
Мать: С нами, Солнце, оставайся,
Веселись и улыбайся!
Солнце: Вам «спасибо» говорю,
От души благодарю.
С вами буду я играть,
Буду вас я забавлять.
Проводится игра «Олени и оленеводы». (с обручами)
Солнце вместе с детьми выполняет все. Из-под сугроба, выходит Медведь.
Мишка: Песни кто зимой поет?
Мишке спать, кто не дает?
Мать: Что ты, Мишенька, рычишь,
Песни петь нам не велишь?
Мишка: Я, ребятам, очень рад,
Что ревел я, виноват.
С вами вместе поиграю,
Выходите все подряд.
Проводится игра «Я по тундре иду».
«Я по тундре иду,
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.»
Дети убегают, а мишка их ловит.
Мать: Ох и мишка косолапый,
Никого не тронул лапой.
Ну-ка, мишенька, спляши,
Будем хлопать от души.
Мишка танцует под северную музыку, все хлопают.
Мать: Вот загадки знаю я,
Разгадайте их, друзья.
1. Комья снежные лежат,
Комья снежные дрожат.
Это птица, а не снег,
Обитает возле рек,
Только клювик и глаза
Выдают ее всегда.
Она белая, как ватка,
Кто же это…? (куропатка)
2. В тундре всем он главный враг,
Любит он глухой овраг.
Причиняет много бед,
Рыщет, чтоб найти обед.
В нем охотник знает толк,
Это кровожадный…. (волк)
3. Крылья белы, как бумага,
Глаз, как блюдце,
Лапка – лапа.
Мощный клюв и не мала,
Она полярная…. (сова)
4. Шерсть длинна, окраска бура,
Хороша на шапку шкура,
Нравом – хищник и жесток,
С ним не свяжется и волк.
Может съесть он олененка,
А догонит и зайчонка.
Он на всех нагонит страху,
Вы узнали……? (рассомаха)
Мать: На праздник гости к нам пришли,
Веселье, шутки принесли.
Дзяйку, Куропатка, красавица нганасанка.
Проходите, проходите,
О себе нам расскажите.
Дзяйку: Здравствуйте! А это мои друзья. А вот и куропатка, Белая лапка.
Лена Евай(гость ГЦНТ) делает информацию про быт ненецкой семьи.
Дзяйку: Однако, народу много собралось. Что делаете?
Дети, вместе с Матерью, рассказывают о празднике «Хейро».
Мать: В круг гостей мы приглашаем,
Песню спеть вам предлагаем.
Дети исполняют песню «Песня охотника». (долганская народная песня)
Мать: Поиграть вам предлагаю,
Игры севера мы знаем.
Дзяйку: А…, хорошее дело в игры и я с вами поиграю, я тоже много игр
знаю. Но вот я рыбу принес, но она всего одна. Надо бы еще словить.
На рыбалку пойдем?
Ответ детей.
Дзяйку берет удочку и рыбачит игрушечными рыбками.
Дзяйку: А что-то мало рыбы ловится. А давайте неводом ловить, что нам эта
удочка…
Проводится игра «Рыбаки и рыбки» (дети – рыбки, а взрослые – невод, рыбки плывут, а невод загоняет их в свои сети)
Мать: Ой, а чей это такой большой дом?
Дзяйку: Оленя, однако. (смотрит из-под лобья)
А я игру знаю про этот дом, однако.
Мать: Поиграть вам предлагаем, на поляну приглашаем.
Проводится игра «У оленя дом большой».
Дзяйку: Ох, наигрался, повеселился, однако, домой пора. У меня, как у оленя
чум большой. Со своими ребятами буду в игры играть. До свидания.
Мать: До свиданья, Дзяйку, приходи к нам еще. (Дзяйку уходит)
«Без строгого глаза, без длинной руки, без крепких ног – худо
тундровику» - так гласит старая ненецка поговорка. А откуда же
берут силы жители тундры, чтобы одолеть долгую зиму с колючими
ветрами, сильными морозами и пургами?
Ответ детей.
Мать: Конечно, прежде всего, они черпают любовь к этому суровому
северному краю, но большое значение имеет и физическая
подготовленность. А чтобы быть физически здоровыми, надо
заниматься спортом, да не просто спортом, а его национальными
видами.А какие национальные виды спорта вы знаете?
Ответ детей: Перетяни хорей, прыжки через нарты, бег в оленьих упряжках,
построй чум.
Мать: Вот сколько видов спорта вы знаете. Молодцы! Наш край славится
своими богатством земли, своим народом, так давайте споем песню о
крае в котором мы живем.
Дети исполняют песню «Таймыр». А. Корюкова
Мать: Наши дети приготовили в честь праздника «Хейро» сувениры и хотят
подарить нашим гостям.
Дети, под музыку, дарят гостям сувениры.
Мать: Да и нам пора прощаться, да по группам отправляться.
Тундра – Мать всех поздравляет,
Солнца теплого желает.
Под музыку, все расходятся по группам. Можно сфотографироваться с гостями.