Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
«Удивительная бумага»
Автор: Дорошенко Светлана Владимировна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска Детский сад № 48 «Золотой петушок»
Адрес: ХМАО-Югра, Тюменская обл., г. Нижневартовск
Программное содержание.
Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания; развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением.
Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве.
Формировать первые основы экологического воспитания.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге.
Оборудование.
Разные виды бумаги; емкости с водой, ножницы, квадратный лист белой бумаги.
Ход НОД
Воспитатель: -Ребята, отгадайте загадку:
Я белая, как снег, дружу с карандашом.
Где он пройдет, там заметку кладет.
Дети: -Бумага.
Воспитатель: -Правильно, бумага. Для чего нужна бумага?
Дети: -Для изготовления книг, тетрадей, газет и т.д.
Воспитатель: -Как вы думаете, бумага была всегда?
Дети: -Нет
Воспитатель: -На чем писали древние люди? (На камнях, глиняных дощечках, бересте и др.) Удобен ли был такой способ письма? Потом люди придумали лист из тонкой кожи животных и назвали его «пергамент». Это очень прочный материал, но тяжеловат при оформлении на нем текста, труден для переплета. Давайте посмотрим, на чем писали древние жители нашей планеты, как развивалась письменность.
Идет показ слайдов «Появление письменности»
Воспитатель: -Появился новый материал, который тоньше пергамента и более удобный, — бумага. Из чего делают бумагу? (Из дерева.) Привычная нам бумага появилась в Китае во II веке. Ее делали из бамбука.
А сейчас давайте посмотрим, как делают бумагу в современном мире, на целлюлозно-бумажном комбинате.
Идет показ презентации «Изготовление бумаги в промышленных условиях»
Воспитатель: -Процесс производства бумаги очень трудоемкий. Ребята, почему нужно экономить бумагу?
Дети: -Чтобы меньше пришлось рубить деревьев, сохранить их.
Воспитатель: -Верно. А давайте вспомним виды бумаги.
Дети: -Газетная, для книг, тетрадей, рисования и др.
Дети рассматривают различные виды бумаги, лежащие у них на столах, и определяют.
Экспериментальная деятельность
Воспитатель: -А сейчас мы с вами пройдем в «волшебную лабораторию», где у каждого из вас на подносе находятся кусочки разных видов бумаги. Вам необходимо рассмотреть их и определить какая она – бумага.
Дети рассматривают бумажные кусочки.
Воспитатель: -Как можно определить, какая бумага — гладкая или шершавая, тонкая или толстая, мягкая или жесткая?
Дети: -Проводим обследование: (рвут на мелкие части, мнут, разрезают ножницами, опускают в воду)
Воспитатель: -Ну, к какому выводу вы пришли?
Дети: -Бумага мнется, рвется, можно резать, непрочная, намокает.
Воспитатель: -Молодцы. Все верно. Бумага очень непрочный материал, но при этом совершенно необходимый. Устали? Давайте отдохнем!
Физминутка.
Мы бумагу рвали, рвали
Мы бумагу мяли, мяли
Так, что пальчики устали
Мы немножко отдохнём
И опять её порвём.
Практическая часть.
Воспитатель: -Предлагаю вам сделать 2 стаканчика из бумаги разной толщины и понаблюдать, как скоро вода просочится через бумагу.
Дети подводят итог, что плотная бумага дольше держит воду.
Воспитатель: -Что нового вы узнали на нашем занятии? Что вам запомнилось, понравилось?