ЯПроект - сетевое издание для педагогов и школьников      16+

Конспект НОД  для детей старшего дошкольного возраста

 «Удивительная бумага»

Автор: Дорошенко Светлана Владимировна

Должность: воспитатель первой квалификационной категории

Место работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска Детский сад № 48 «Золотой петушок»

Адрес: ХМАО-Югра, Тюменская обл., г. Нижневартовск

Программное содержание. 

Формировать представления де­тей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания; развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением.

 Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве.

Формировать первые основы экологического воспитания.

Воспитывать интерес к познанию окру­жающего мира.

Воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге.

Оборудование. 

Разные виды бумаги; емкости с водой, ножницы, квадратный лист белой бумаги.

 Ход НОД

Воспитатель:  -Ребята,  отгадайте  загадку:

Я белая, как снег, дружу с карандашом.

Где он пройдет, там заметку кладет.

Дети:  -Бумага.

Воспитатель: -Правильно, бумага. Для чего нужна бумага?

Дети:  -Для изготовления книг, тетрадей, газет и т.д.

Воспитатель:  -Как вы думаете, бумага была всегда?

Дети: -Нет

Воспитатель:  -На чем писали древние люди? (На камнях, глиняных дощечках, бересте и др.)  Удобен ли был такой способ письма?  Потом люди придумали лист из тонкой кожи животных и назвали его «пергамент». Это очень прочный материал, но тяжеловат при оформлении на нем тек­ста, труден для переплета. Давайте посмотрим, на чем писали древние жители нашей планеты, как развивалась письменность.

         Идет показ слайдов «Появление письменности»

Воспитатель:  -Появился новый материал, который тоньше пергамента и более удобный, — бумага. Из чего делают бумагу? (Из дерева.) Привычная  нам бумага появилась в Китае во II веке. Ее делали из бамбука. 

 А сейчас давайте посмотрим, как делают бумагу в современном мире, на целлюлозно-бумажном комбинате.

Идет показ презентации «Изготовление бумаги в промышленных условиях»

Воспитатель: -Процесс производства бумаги очень трудоемкий. Ребята, почему нужно экономить бумагу?

Дети:  -Чтобы меньше пришлось рубить деревьев, сохранить их.

 Воспитатель: -Верно.  А давайте вспомним виды бумаги.

Дети:  -Газетная, для книг, тетрадей, рисования и др.

Дети рассматривают различные виды бумаги, лежащие у них на столах, и определяют.

Экспериментальная деятельность

Воспитатель: -А сейчас мы с вами  пройдем  в «волшебную лаборато­рию», где у каждого из вас  на подносе находятся кусочки разных видов бумаги. Вам необходимо рассмотреть их и определить какая она – бумага.

Дети рассматривают бумажные кусочки.

Воспитатель: -Как можно определить, какая бумага — гладкая или шершавая, тонкая или толстая, мягкая или жесткая?

Дети: -Про­водим  обследование:   (рвут на мелкие части, мнут, разрезают ножницами, опускают в воду)

Воспитатель: -Ну, к какому выводу вы пришли?

Дети: -Бумага мнет­ся, рвется, можно резать, непрочная, намокает.

Воспитатель: -Молодцы. Все верно. Бумага очень непрочный материал, но при этом совершенно необходимый. Устали? Давайте отдохнем!

Физминутка.

Мы бумагу рвали, рвали

Мы бумагу мяли, мяли

Так, что пальчики устали

Мы немножко отдохнём

И опять её порвём.

Практическая часть.

Воспитатель:  -Предлагаю вам сделать 2 стаканчика из бумаги разной толщины и понаблюдать, как скоро вода просочится через бумагу.

Дети подводят итог, что плотная бумага дольше держит воду.

Воспитатель: -Что нового вы узнали на нашем занятии? Что вам запомнилось, понравилось?