ЯПроект - сетевое издание для педагогов и школьников      16+

Захарова Галина Викторовна работает воспитателем с 1980 года, имеет первую квалификационную категорию.

За время работы Галина Викторовна показала высокий профессиональный уровень, обладает системой профессиональных знаний и навыков в воспитании дошкольников. Воспитатель хорошо владеет методами и приемами специального обучения и воспитания детей. Наличие глубоких профессиональных знаний и навыков, широкая ориентация в современных достижениях в воспитании, а также творческая активность и инициатива Захаровой Галины Викторовны способствуют успешному выполнению поставленных задач.

Дворникова Ольга Павловна в занимаемой должности воспитателя ДОУ 32 года, имеет первую квалификационную категорию.

Ольга Павловна принимает активное участие в общественной жизни дошкольного учреждения. Воспитатель работает в тесном контакте с родителями воспитанников, эффективно используя нетрадиционные формы работы, такие как родительские клубы, круглые столы, мастер-классы.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна приносить ощутимые результаты.

 

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге. Этому и посвящена наша статья.

Захарова Галина Викторовна

Дворникова Ольга Павловна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Тереньгульский детский сад «Солнышко»

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становится все острее. По статистике основной фактор дорожно-транспортных происшествий- человеческий. Около 80% всех ДТП происходит по причине нарушений водителями правил дорожного движения. Каждой десятой жертвой становится ребенок. . Чтобы оградить ребенка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в ДОУ как самостоятельного уровня общего образования. Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

Это породило главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор знаний, умений и навыков, меняется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.

Ожидается, что реализация ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на функционирование и развитие деятельности

ДОУ, в т.ч. по профилактике детского дорожного транспортного травматизма.

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

В целом проведение образовательной деятельности с дошкольниками должно предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде.

Основные из них:

·            умение вовремя замечать опасные места,

·            приближающийся транспорт; умение различать величину транспорта;

·            умение определять расстояние до приближающегося транспорта;

·            знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;

·            понимание особенностей движения транспорта, того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка) ;

·            понимание потенциальной опасности транспорта.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования обучение правилам дорожного движения осуществляется с учетом интеграции образовательных областей.

ОО «Речевое развитие»:

−составление словесных иллюстраций к рассказам, стихам;

−развитие монологической речи при описании картин и иллюстраций («Транспорт», «Улицы нашего города», «Дети и дорога» и др.);

−наблюдения на экскурсиях;

− беседы;

−разучивание стихотворений, чтение рассказов.

ОО «Познавательное развитие»:

−расширение представлений о различных детей к составлению планов, схем участка, дороги;

−формирование интереса к созданию зданий и сооружений и строительного материала;

−обучение планированию процесса возведения построек, объединенных общей темой (улицы, дома, машины).

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

 – закрепление и расширение знаний правил дорожного движения,

посредством дидактических, сюжетно ролевых и других игр.

В образовательной области «Физическое развитие»

 – развитие координации движений и ориентировка в пространстве.

ОО «Художественно эстетическое развитие»:

−использование детских работ для оформления выставок, конкурсов, интерьера детского сада;

−побуждение к активному участию в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях.

Обучение детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах рекомендовано проводить на занятиях познавательного цикла один раз

в месяц, начиная со второй младшей группы.

Методы и приемы по обучению детей правилам дорожного движения

Наглядный метод: показ игрушек, показ картин, иллюстраций, фотографий, показ способов выполнения заданий.

Словесный метод: объяснение, пояснение, указание, вопросы к детям, чтение художественной литературы.

Игровой метод: обыгрывание сюжетов, сюжетно-ролевые игры.

Практический метод: создание продуктов детской деятельности на тему, создание проектов.

Создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию безопасного поведения.

Развивающая среда – это дидактические, наглядные материалы, которые находятся в распоряжении воспитанников. Их назначение привлечь внимание ребенка и побудить его к самостоятельному поиску информации по обсуждаемой теме.

Кроме того, к развивающей среде можно отнести и речь педагога, который общается с ребенком. Образец правильной, грамотной речи, который постоянно присутствует в жизни воспитанника, является важным стимулом к усвоению нового материала.

 Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ – работа с родителями. Задача педагога - максимально использовать авторитет семьи в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения на улице, разнообразить формы работы с родителями, повышающие их личную ответственность за безопасность своих детей.

 С целью оказания консультативной и обучающей помощи родителям воспитателями ДОУ проводится систематическая работа в разделе «Уголок безопасности» – «Воспитываем пешехода», где размещаются материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы).

 Воспитатели детского сада регулярно проводят совместные с родителями собрания, мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Устраивают открытые занятия по теме, инсценировки, вовлекают родителей в процесс воспитания грамотного пешехода. Такие совместные занятия помогают продемонстрировать знания дошкольников о правилах дорожного движения, а родители могут поделиться опытом воспитания у детей культурного, грамотного поведения на улице, разбираются проблемные ситуации на дороге. Родители получают советы и рекомендации от сотрудников учреждения.

В детском саду систематически организовываются выставки детских поделок, аппликаций, рисунков по теме изучения дошкольниками правил дорожного движения. Воспитатели ориентируют родителей на то, чтобы они постоянно решали с ребенком проблемные ситуации на дороге, настойчиво и терпеливо разъясняли ему правила пешехода и пассажира и сами были в этом примером.

Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, трудятся совместно с воспитателями, помогают в изготовлении атрибутов, дидактических игр.

Только в тесном содружестве ДОУ и семьи, мы - взрослые сможем расширить представления детей и выработать у них твердые навыки правил безопасного и культурного поведения на улицах и дорогах города, в общественном и личном транспорте.