ЯПроект - сетевое издание для педагогов и школьников      16+

Алексеева Лариса Владимировна

Республика Башкортостан город Благовещенск

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 "Рябинка" комбинированного вида

Старший воспитатель

Аннотация: конспект педагогического совета для педагогов дошкольной образовательной организации подготовила и провела Алексеева Лариса Владимировна - старший воспитатель-, образование высшее профессиональное, высшая квалификационная категория, педагогический стаж-18 лет.

Прикрепленные файлы - вложения: презентация.

 

Педагогический совет

«Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Дети дошкольного возраста - Дошкольник - Картинки по дошкольному образованию

Цель: совершенствование уровня профессионального мастерства по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.                       Совершенствовать педагогическое мастерство педагогов по организации проектной деятельности.

2.                       Выявить состояние организации предметно-развивающей среды ДОО для реализации проектной деятельности.

3.                       Выявить заинтересованность родителей (законных представителей) данной проблемой и степень их участия в мероприятиях по реализации проектов. 

 

Оборудование: мультумедия, презентация, выставка логико-математических игр, материалов проектной деятельности, методического оснащения, презентации проектов, творческих работ дошкольников, задания в конвертах, два мольберта, магниты, фигурки для кластеров, материалы для изготовления дидактической игры.

Участники: педагоги ДОО.

Подготовительная работа: изучение нормативно-правовой документации  и методической литературы; обновление и пополнения содержания «Уголков занимательной математики»; диагностирование детей старшего дошкольного возраста с целью выявления уровня интеллектуальных способностей; анализ создания предметно - развивающей среды для проектной деятельности и интеллектуального развития; анкетирование родителей на тему «»; консультации для педагогов «Метод проектов как инновационная педагогическая технология», «Интеллектуальное развитие дошкольников», «Интеллектуальные игры на развитие мышления», «Влияние двигательной активности на интеллект ребенка»; мастер-класс для педагогов «Интеллектуальное развитие дошкольников средствами логико-математических игр»; открытый показ НОД в рамках реализуемых проектов, оформление материалов и презентаций проектов.

План проведения:

1.                       Выполнение решений педагогического совета №2.

2.                       Актуальность проектной деятельности в развитии интеллектуального потенциала дошкольников. Скрябина М.Г.

3.                       Проектная деятельность педагогов ДОО в свете требований ФГОС ДО. Алексеева Л.В.

4.                       Итоги тематического контроля «Использование проектного метода в интеллектуальном развитии дошкольников». Алексеева Л.В.

5.                       Анализ анкетирования родителей, законных представителей на тему «Интеллектуальные способности моего ребенка». Алексеева Л.В.

6.                       Презентация проектов. Педагоги детского сада.

7.                       Интеллектуальный марафон для педагогов. Алексеева Л.В.

8.                       Выработка и принятие решений педагогического совета №3. Скрябина М.Г.

ХОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

1.                 Выполнение решений педагогического совета №2 от 26 января 2015г.

2.                 Актуальность проектной деятельности в развитии интеллектуального потенциала дошкольников.

       Интеллектуальный потенциал становится необходимым личностным качеством, позволяющим человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Развитие интеллектуальных способностей требует системного подхода и может успешно реализовываться на всех ступенях образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности.

       Первой ступенью такой системы является дошкольный возраст, где возможны следующие этапы работы:

·              Подготовительный этап, цель которого  расширение знаний детей об окружающее мире, формирование у них исследовательских умений: наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов;

·              Алгоритмический этап, цель которого – развитие у детей практических навыков и умений формулировать конечный результат, выделять и разрешать противоречия на элементарном уровне;

·              Творческий этап с выходом на генерирование идей, цель которого – развитие у детей гибкости, подвижности, оригинальности, системности мышления.

       В процессе инновационного поиска определяются педагогические условия, при которых обеспечивается поэтапное развитие интеллектуального потенциала на начальном этапе становления личности ребенка:

- переоборудование и дооснащение групповых помещений для повышения познавательной мотивации детей  (уголки экспериментирования, профильные зоны, тематические модули);

- создание системы усложняющихся интеллектуальных заданий в различных видах детской деятельности;

- раскрытие творческого потенциала педагогов;

- активное включение родителей в процесс развития интеллектуальных способностей детей, проведение совместных проектов и мероприятий, организация творческих выставок.

       Поскольку ребенок по своей природе исследователь, неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности.

       Творчески работающие педагоги, деятельность которых направлена прежде всего на развитие качеств личности, познавательных, творческих способностей, находятся в постоянном поиске наиболее эффективных средств и методов развития и воспитания. Одним из таких методов является метод проектов, использование которого дает возможность воспитанникам экспериментировать, синтезировать полученные знания, применять их в играх и самостоятельной деятельности, развивать интеллектуальные, творческие способности  и коммуникативные навыки. Проектная  деятельность в образовательном процессе детского сада, как правило, носит характер трехстороннего сотрудничества: детей, родителей и педагогов.

       Главное достоинство проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:

- принять и освоить цель, актуальную для них;

- выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;

- решать творческие споры, достигать договоренности;

- оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со сверстниками;

- обсуждать результаты деятельности каждого члена творческой группы,  не воспринимая чужие успехи как свое поражение.

         Реализация проектов показывает, что дети старшего дошкольного возраста усваивают естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение занятий позволяет выявить практически безграничные интеллектуальные возможности дошкольников в области экологии и естествознания. При этом знания, которые получают дети в проектной деятельности не являются главной целью обучения. Содействие формированию начальной деятельностной компетентности  у детей старшего дошкольного возраста – вот актуальная проблема, которую необходимо решать педагогам дошкольной образовательной  организации.

3.                                                                                                                                                                                                                                                                                       Проектная деятельность педагогов ДОО в свете требований ФГОС ДО.

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового  «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

В ФГОСе Дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано  – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.

Давайте рассмотрим подробнее некоторые пункты документа, которые можно реализовать посредством проектной деятельности;

Часть 1  Общие положения

В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них)

1.4                     Основные принципы дошкольного образования:

3.  содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4.           поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5.           сотрудничество Организации с семьёй;

7.           формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Часть 2 Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

2.4. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

 

Часть 3. Требования к условиям реализации основной  Образовательной программы дошкольного образования

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

      5) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности

- п. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Дайте понятие о проектном методе как педагогической технологии.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность ис­следовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познава­тельных навыков детей, умений самостоятельно кон­струировать свои знания, ориентироваться в инфор­мационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

 Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельно­го приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется»  на все  образовательные области, предлагаемых как в ФГТ, так и ФГОС, и на  все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности.  Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

           Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Существуют ли основные требования к использованию метода проекта в детском саду?

в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога),  сотворчество ребят и взрослых;

развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

Как можно сформулировать основную цель использования проектного метода в ДОО?

Основной целью проектного метода в ДОО является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

      

4.                 Итоги тематического контроля «Использование проектного метода в интеллектуальном развитии дошкольников»

(справка прилагается)

5.                 Анализ анкетирования родителей, законных представителей на тему

(результаты  прилагаются)

6.                 Презентация проектов педагогами детского сада

Первая младшая группа: проект «Луковая семейка». Мохова М.А.

Вторая младшая группа:  Южанинова С.С.

Средняя группа: проект «Наши друзья комнатные растения». Колесникова А.П.

Старшая группа: проект «Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников средствами логико-математических игр».  Хуснутдинова Г.Н.

Логопедическая группа: «Все профессии нужны, все профессии важны». Бикбулатова В.М.

Подготовительная к школе группа: проект «Поклонимся великим тем годам». Редникова Е.А.

Проект педагога-психолога «Программа интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

7.                 Интеллектуальный марафон для педагогов.

Педагоги делятся на две группы.

1. Конкурс. Педагогический ринг. 

- поочередно каждой команде задаются вопросы и та, которая дала правильный ответ, получает фишку.

1 команда: Систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие объектов (Наблюдение).

2 команда: Психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта (Память).

1 команда. Что такое педагогическое проектирование?

дань моде;

догма профессиональной деятельности педагога;

вид педагогической деятельности.

2 команда. Место эпиграфа в структуре проекта:

в начале;

середине;

им можно закончить проект.

1 команда. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?

коллективный;

исследовательский;

долгосрочный.

2 команда. Что такое гипотеза?

короткая аннотация проекта;

опасение педагога о неудачной реализации проекта;

предположение, требующее объяснения и подтверждения.

1 команда. Кто является основоположником проектного метода?

американский педагог демократ Джон Дьюи;

великий русский педагог К.Д. Ушинский;

французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: "Он был первым среди равных".

2 команда. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (исследовательского) этапа?

реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;

выдвижение гипотезы;

открытый показ деятельности по теме проекта.

1 команда. Какой вид деятельности следует исключить из заключительного (контрольно-регулировочного) этапа проекта?

сопоставление цели и результата проекта;

рефлексивная оценка проекта;

выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.

2 команда. Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?

Репродуктивный (педагог лишь умеет пересказывать , то что знает сам);

поисковый;

творческий.

1 команда. Презентуя проект, педагог должен:

показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;

проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам;

привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике их работы.

2. Конкурс. Составление кластеров

Кластер - метод развития критического мышления.

Примечание: выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди (кластера)

Составить кластер на предложенную ему.

1 команда. Взаимодействие с семьями воспитанников в проектной деятельности.

2 команда. Классификация интеллектуальных игр для дошкольников.

 

 3. Конкурс. От каждой команды приглашает по одному педагогу, которые получают карточки со следующими заданиями:

·               Восстановите  стихотворение, которое написано в карточке За правильный ответ - фишка.


***
Вернулось царство вешних ….. дней:
Звенит по камушкам …… ручей,
Река шумит,
И с криком стая  …….. журавлей
Уж к нам летит.
Смолою пахнет от ….. лесов, 
Краснея, почки …….. лепестков
Вздохнули вдруг,
И миллионами …… цветов
Покрылся луг. 

***

Пробудившись ото …. сна,

Кистью мягкою ….. весна

На ветвях рисует ….. почки

На полях — грачей цепочки,

Над ожившею …… листвой

Первый росчерк грозовой,

А в тени прозрачной ….. сада

Куст сирени у ограды.


 

4. Конкурс. Мастерилки.

 Командам выдается одинаковый набор материалов: цветная бумага, ватман, ножницы, клей-карандаш, предметные картинки.  Необходимо за определенное время (5-7 мин) придумать и изготовить дидактическое пособие. Придумать название дидактического пособия, определить возраст детей и какие задачи можно решать с помощью данного дидактического пособия.

(педагоги представляют свои изделия)

Подведение итогов мероприятия.

8.                 Выработка и принятие решений педагогического совета №3.

1.                 Продолжать создание благоприятных психолого-педагогических условий для интеллектуального развития дошкольников в проектной деятельности.

Срок: постоянно. Ответственные: старший воспитатель, воспитатели, узкие специалисты ДОУ.

2.                 Разработать план работы по выявлению и поддержке одаренных детей.

Срок: сентябрь 2015г. Ответственные: старший воспитатель, воспитатели, узкие специалисты ДОУ.

3.                 Принять участие в районном конкурсе детских проектов.

Срок: май 2015г. Ответственные: старший воспитатель, воспитатели, узкие специалисты ДОУ.


РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

№3 ОТ 12.03.2015 г

 

1.           Продолжать создание благоприятных психолого-педагогических условий для интеллектуального развития дошкольников в проектной деятельности.

Срок: постоянно. Ответственные: старший воспитатель, воспитатели, узкие специалисты ДОУ.

2.           Разработать план работы по выявлению и поддержке одаренных детей.

Срок: сентябрь 2015г. Ответственные: старший воспитатель, воспитатели, узкие специалисты ДОУ.

3.            Принять участие в районном конкурсе детских проектов.

Срок: май 2015г. Ответственные: старший воспитатель, воспитатели, узкие специалисты ДОУ.