Лось Анна Михайловна
МДОУ д/с №13 «Звёздочка»,
Ярославская обл., г. Углич
Конспект НОД по речевому развитию
«Признаки весны»
подготовительная группа
Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем
Задачи:
· формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе;
· формировать умение рассказывать о времени года (весна) с использованием мнемотаблицы, связно и в логической последовательности;
· развивать связную речь, память, внимание, наглядно-образное мышление;
· воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Орг момент
Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и тихонечко сядем.
Послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нем говорится.
Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая,
И ручьями слёзы льёт.
Правильно, это стихотворение о весне.
После какого времени года наступает весна? (Весна наступает после зимы)
Вспомните, какой месяц недавно начался? (март)
Какие еще весенние месяцы вы знаете? (апрель, май)
Встаньте у стульчиков, сейчас я вам буду говорить словосочетание о зиме, а вы мне будете называть словосочетание о весне с противоположным значением, а чтобы нам легче было выполнить задание, весна отправила нам свой солнечный мячик.
Зима ушла, а весна – … (пришла).
Зима холодная, а весна – … (тёплая).
Зимой сугробы высокие, а весной – … (низкие).
Зимой день короткий, а весной – … (длинный).
Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).
Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).
Все правильно ответили, молодцы!
Тихонечко сядьте. Ребята у меня есть солнышко, но у него нет лучиков! Чтобы оно улыбнулось, нам нужно назвать весенние признаки. По очереди называем и прикрепляем лучик.
Физкультминутка
Солнышко, солнышко — золотое донышко (дети идут по кругу, взявшись за руки).
Гори, гори ясно, что бы ни погасло.
Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей. (бегут по кругу на носочках, имитируя руками взмахи как крыльями).
А сугробы тают, тают (приседают).
А цветочки подрастают (поднимаются, руки вверх)
Сядьте.
Сегодня мы говорим о весне. Вам нравится это время года?
Сегодня мы будем составлять рассказы о весне, в этом нам поможет таблица. Внимательно рассмотрите каждый символ и подумайте, что он обозначает.
Я начну – солнце весной ярко светит и пригревает землю.
Что спряталось в следующем квадрате? (сосульки) что мы можем сказать о них? (тают, началась капель)
Что изображено в следующем квадрате? (потекли ручьи)
Следующий символ – цветок, что мы можем сказать о цветах? (на проталинах появляется мать-и-мачеха, подснежники)
Что это? (трава) Как мы о ней скажем? (весной появляется молодая трава)
Что мы скажем о следующем символе? (на деревьях набухают почки, появляются первые клейкие листочки)
А что обозначают эти галочки? (птиц) Что мы о них скажем? (возвращаются с юга перелетные птицы)
А это кто? (заяц) Что мы знаем о животных весной? (просыпаются от спячки, линяют, меняется шерсть)
Кто изображен в следующем квадрате? (человек) Что меняется у людей с наступлением весны? (надевают более легкую одежду, занимаются огородом)
Кто хочет сам рассказать о весне?
Рассказы детей
У вас получились очень интересные рассказы о весне.
Вам понравилось наше занятие?
Что нового вы узнали на занятии?
Сложно ли вам было составлять рассказ по схеме?
Спасибо, ребята, за ваше старание.