ЯПроект - сетевое издание для педагогов и школьников      16+

 

Дорофеева Наталья Александровна,

Свердловская область, г. Новоуральск

МАУ ДО «СЮТ»

Педагог-организатор

ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТОГО»

Аннотация: в статье рассматривается обучение учащихся старших классов в «Школе вожатого», социализации и мотивации к процессу обучения.

Ключевые слова: педагогика, образование, личностные отношения, самоанализ и саморегуляциея.

Пришкольный оздоровительный лагерь - это система, способствующая развитию ребенка как личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни. Как показывает практика, существенную поддержку в работе педагогов  лагеря  может оказать вожатский отряд, сформированный из числа учащихся  старших классов. В течение учебного года старшеклассники проходят подготовку в Школе вожатых, активно работают с учащимися младших классов, помогая им в подготовке к различным мероприятиям, конкурсам, проектам. Это помогает учащимся овладеть элементарными знаниями и навыками работы с младшими школьниками, психологическими особенностями возраста, дает возможность    объективно оценить себя и свои способности: «Могу ли я стать организатором, могу ли придумать оригинальные идеи, или, возможно, я обладаю знаниями, необходимыми всей команде?». На эти и другие вопросы каждый  вожатый получает ответы в ходе практической работы в пришкольном оздоровительном лагере. Навыки, полученные на занятиях в рамках подготовки вожатых, помогают ребятам выстраивать личностные отношения, заниматься самоанализом и саморегуляцией.

Данная программа рассчитана на 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс обучения составляет 8 месяцев. Программа предусматривает теоретические и практические занятия.

Цель программы  Создание условий для развития качеств делового лидера, освоение новой социальной роли  вожатых.

Задачи:

·                     Развитие организаторских и коммуникативных навыков;

·                     Обучение основам знаний педагогики, психологии, вожатской работы;

·                     Развитие мотивации к самосовершенствованию, к творческой деятельности;

·                     Формирование вожатских умений в процессе с детьми младшего школьного возраста.

В процессе освоения программы учащиеся приобретают следующие знания и умения.

Знания:

·                     Основные приемы эффективного общения.

·                     Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста Нормативно-правовые основы работы вожатого.

·                     Особенности временного детского коллектива.

·                     Методика организации коллективно-творческих дел, малых форм работ.

·                     Игровая деятельность, возможности игры.

·                     Охрана жизни и здоровья детей.

Умения

·                     Проективные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности;

·                     Организаторские (организация жизнедеятельности в отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности)

·                     Коммуникативные (сотрудничество с детьми, взаимодействие с детьми, подбор индивидуального подхода)

·                     Аналитико-рефлексивные (анализ педагогических ситуаций, организация анализа с детьми, анализ собственной деятельности)

·                     Прикладные (оформление уголка, изготовление призов и т.д.)

Разрабатывая содержание и технологию обучения, мы опираемся на следующие положения:

1. Вожатый – это, прежде всего человек с активной жизненной позицией, лидер, первый помощник воспитателя в отряде, способный повести за собой, следовательно, на занятиях большое внимание уделяется формированию и развитию лидерских навыков, самореализации учащихся.

2. Особенности современных детей и условия, в которых работает вожатый - детский пришкольный лагерь, требуют от вожатых элементарных психолого-педагогических знаний, практических умений и творческого отношения к работе с маленькими детьми.

3. Занятия в рамках программы должны пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы, увлечения участников. Поэтому курс занятий органически сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в пришкольном летнем лагере, методике организации досуга детей.

Ожидаемые результаты:

Знакомство с индивидуальными психологическими особенностями возраста младших школьников. Подготовленность учащихся старших классов к работе в пришкольном оздоровительном лагере, овладение элементарными знаниями и представлениями об организации жизнедеятельности отряда, организации детского досуга.

 

Вложения:
Скачать этот файл (Статья Школа вожатого.docx)Программа 19 kB