Дорофеева Наталья Александровна,
Свердловская область, г. Новоуральск
МАУ ДО «СЮТ»
Педагог-организатор
ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТОГО»
Аннотация: в статье рассматривается обучение учащихся старших классов в «Школе вожатого», социализации и мотивации к процессу обучения.
Ключевые слова: педагогика, образование, личностные отношения, самоанализ и саморегуляциея.
Пришкольный оздоровительный лагерь - это система, способствующая развитию ребенка как личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни. Как показывает практика, существенную поддержку в работе педагогов лагеря может оказать вожатский отряд, сформированный из числа учащихся старших классов. В течение учебного года старшеклассники проходят подготовку в Школе вожатых, активно работают с учащимися младших классов, помогая им в подготовке к различным мероприятиям, конкурсам, проектам. Это помогает учащимся овладеть элементарными знаниями и навыками работы с младшими школьниками, психологическими особенностями возраста, дает возможность объективно оценить себя и свои способности: «Могу ли я стать организатором, могу ли придумать оригинальные идеи, или, возможно, я обладаю знаниями, необходимыми всей команде?». На эти и другие вопросы каждый вожатый получает ответы в ходе практической работы в пришкольном оздоровительном лагере. Навыки, полученные на занятиях в рамках подготовки вожатых, помогают ребятам выстраивать личностные отношения, заниматься самоанализом и саморегуляцией.
Данная программа рассчитана на 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс обучения составляет 8 месяцев. Программа предусматривает теоретические и практические занятия.
Цель программы – Создание условий для развития качеств делового лидера, освоение новой социальной роли вожатых.
Задачи:
· Развитие организаторских и коммуникативных навыков;
· Обучение основам знаний педагогики, психологии, вожатской работы;
· Развитие мотивации к самосовершенствованию, к творческой деятельности;
· Формирование вожатских умений в процессе с детьми младшего школьного возраста.
В процессе освоения программы учащиеся приобретают следующие знания и умения.
Знания:
· Основные приемы эффективного общения.
· Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста Нормативно-правовые основы работы вожатого.
· Особенности временного детского коллектива.
· Методика организации коллективно-творческих дел, малых форм работ.
· Игровая деятельность, возможности игры.
· Охрана жизни и здоровья детей.
Умения
· Проективные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности;
· Организаторские (организация жизнедеятельности в отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности)
· Коммуникативные (сотрудничество с детьми, взаимодействие с детьми, подбор индивидуального подхода)
· Аналитико-рефлексивные (анализ педагогических ситуаций, организация анализа с детьми, анализ собственной деятельности)
· Прикладные (оформление уголка, изготовление призов и т.д.)
Разрабатывая содержание и технологию обучения, мы опираемся на следующие положения:
1. Вожатый – это, прежде всего человек с активной жизненной позицией, лидер, первый помощник воспитателя в отряде, способный повести за собой, следовательно, на занятиях большое внимание уделяется формированию и развитию лидерских навыков, самореализации учащихся.
2. Особенности современных детей и условия, в которых работает вожатый - детский пришкольный лагерь, требуют от вожатых элементарных психолого-педагогических знаний, практических умений и творческого отношения к работе с маленькими детьми.
3. Занятия в рамках программы должны пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы, увлечения участников. Поэтому курс занятий органически сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в пришкольном летнем лагере, методике организации досуга детей.
Ожидаемые результаты:
Знакомство с индивидуальными психологическими особенностями возраста младших школьников. Подготовленность учащихся старших классов к работе в пришкольном оздоровительном лагере, овладение элементарными знаниями и представлениями об организации жизнедеятельности отряда, организации детского досуга.