ЯПроект - сетевое издание для педагогов и школьников      16+

 

 

Каждая семья мечтает иметь здорового, счастливого ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойное место в обществе. Но, к сожалению, у некоторых детей сразу после рождения возникают болезненные изменения мышечного тонуса и ряд других симптомов, которые затем накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь ребенка, а впоследствии и взрослого и на жизнь его родителей. Эти явления известный австрийский врач и психолог Сигизмунд Фрейд в конце девяностых годов позапрошлого столетия объединил под названием детский церебральный паралич. Многие считают, что примерно половина детей, страдающих ДЦП, умственно отсталые. Однако нельзя торопиться с выводами. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это чуткое отношение родителей и умное руководство со стороны взрослых.

Благодаря маме Светлане Олеговне, которая обратилась в нашу школу, в моем классе появился Юрий. П. Поступил он в класс электронной музыки (синтезатор) с большим желанием учиться, и это уже давало предпосылки к успеху. Но когда я начинала работу с таким ребенком, опыта работы у меня еще не было, поэтому в моей голове возникла мысль: каким образом я смогу его чему-то научить? Начала я свою работу с изучения специальной литературы, чтобы иметь более широкое представление о заболевании моего ученика. Юра обладает особым внутренним миром, он любознательный, веселый, позитивный. Двигательные расстройства весьма затрудняли нашу работу, так как координация обеих рук была нарушена, скорость переключения внимания заторможена. Одновременное нажатие любых клавиш двумя руками порой вызывали напряжение всех мышц рук и спины. В первую очередь, именно родители подсказали мне, особенности Юры и то, что он испытывает при необходимости совершить тот или иной комплекс движений, указали границы физических возможностей и параметров движений. Только после этого стало реально определить цель учебного года и выбор средств их достижения. Наш урок всегда приносит нам радость и удовольствие, ведь он всегда ответственно относится к подготовке к нему. Нотный текст даже в большом объеме Юра запоминает очень быстро, но исполнение происходит в самых разных аппликатурных комбинациях. Играем мы самую различную музыку, к тому же Юра любит импровизировать на особенно понравившиеся темы. Большое внимание уделяется ритмическим упражнениям, которые необходимы для развития чувства метроритмаважной составляющей комплекса музыкальных способностей. Восприятие ритма у детей связано с двигательной реакцией. В ходе занятия мы достаточно много поем, так как пение благотворно сказывается на развитии речи, влияет на эмоциональный статус, способствует развитию образного мышления, воображения. Ко всем видам деятельности на уроке Юра относится с большим интересом. Занятия в нашей школеэто ещё и возможность показать себя на сцене в качестве исполнителя на музыкальном инструменте или солиставокалиста. За небольшой период времени у Юры есть свои творческие достижения:. Выступления вообще помогают детям избавиться от комплексов, повышают их самооценку, делают их более коммуникабельными, открытыми в общении, а для Юры это особенно важно.

Каждое наше занятие мы начинали с упражнений на расслабление мышц рук и развитие моторики с помощью пальчиковых игр. К тому же эти упражнения позволяют  концентрировать своё внимание и правильно его распределять, развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Несмотря на кажущуюся легкость этих упражнений для Юры они составляют трудоемкий процесс. Теперь Юра уже с помощью мамы выполняет эти упражнения до начала урока.

Упражнение «Фонарик». Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.
Фонарики
зажглись!
(пальцы выпрямить)
Фонарики
погасли!
(пальцы сжать)

Следующее упражнение. Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт "раз-два". На "раз": пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На "два": пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты.

Дальше собираем пальцы в колечки, смыкая большие пальцы поочередно с указательными, средними, мизинцами, а затем продолжая движение в противоположном направлении.

Далее упражнение предназначено для общего освобождения, воспитания ощущений цельности рук и взаимосвязи их отдельных частей (кисти, предплечья, плеча), для выработки мышечного напряжения и расслабления. Поднимаем руки вверх освобождать руку частями: сначала падает кисть, затем предплечье и плечо.

Следующее упражнение, условно называемое "радугой": средним пальцем берется нота, затем рука медленно поднимается, описывает дугу (освобождаясь при этом полностью) и повторяет ту же ноту на октаву выше. И т.д. по октавам вверх и вниз. После каждого "приземления" проверяется, естественно, освобождение незадействованных пальцев (чтобы не поджимались). Здесь собственными руками больше регулируется, чем объяснениями.

 

Начинать работу с Юрой было достаточно трудно. Собирая по крупицам малые успехи ребенка, я вместе с родителями радуюсь им, как
большим
невероятным достижениям!