ЯПроект - сетевое издание для педагогов и школьников      16+

Черненко Юлия Витальевна

Учитель экономики

и основ финансовой грамотности

Государственное автономное

профессиональное образовательное  учреждение

Краснодарского края

Курганинский аграрно-технологический техникум

г.Курганинск, Краснодарский край

 

Статья посвящена организации современного урока экономики в СПО и использование на уроках активных методов обучения, а так же показана эффективность внедрения этих методов на уроках экономики.

 

Использование активных методов обучения на уроке экономики.

 

Зачастую уроке, который мы привыкли видеть  преподаватель выступает в качестве распространителя различной информации, которая должна тем или иным образом быть понятна и доступна студентам. Но ведь не учитывается то, что ребенок - это не объект, а полноправный субъект учебного процесса. И его следует  вовлекать в этот процесс, но в процесс не получения конечных знаний, которые, в итоге должны находить свое точное применение на практике. Научить детей учиться - это главная задача современной педагогики согласно ФГОС. Современное образование, это помощник ребенка, который выведет его в новый, быстро изменяющийся современный мир, и выведет вооруженным, подготовленным всеми необходимыми для выживания в этом мире знаниями, или компетенциями, как их теперь называет новый федеральный государственный стандарт. А как можно научить ребенка современным тенденциям, направлениям,  если сам педагог не использует современные или как их сейчас называют активные методы обучения(далее - АМО)

Для этого следует каждый урок или учебное занятие, которые мы преподаем студентам, организовать так, чтобы интерес к этому "самостоятельному изучению" новых знаний в студентах не прекращался, а знания, которые они получат,  можно было бы применить не только в теории, но и на практике. А для этого преподавателям нужно постоянно учиться, чтобы быть для обучающихся фонтаном идей, знаний, света,  а не тусклой керосиновой лампой, чуть излучающей свет. Студент всегда должен четко осознавать, что и для чего он получает в качестве знаний и навыков, и как это ему может помочь в жизни.

Экономика в системе СПО идет рука об руку с обществознанием, часто они даже читаются в одном курсе. В какой-то мере экономика и вправду наука об обществе, человеке, но ведь не только. Это еще и основы жизни. Современные реалии сталкивают нас с экономикой ежедневно. Взять хоть цены на продукты: почему они растут? Оттого, что рубль падает, так? А тот почему падает? От санкций и скачков стоимости нефти. А как они связаны? А почему доллар имеет такое влияние на нашу валюту? Почему товары из Китая такие дешевые, хотя лучше многих американских? Ответы на все эти вопросы знает экономика, но не знает большинство студентов. А все потому, что студентам  никто не объясняет, как на практике применить полученное на уроке знание или умение.

Распределение карманных денег — тоже экономика. Экономика — довольно сложная для объяснения дисциплина, а  главное — скучная. При неверной подаче материала никакого смысла в этом предмете никогда не будет. И сколько бы Министерство образования ни вносило экономику в реестр обязательных предметов, плохие учителя все равно отобьют желание учиться.

Из вышеперечисленного следует, что низкая учебная мотивация, порождает нежелание учиться, и как следствие это дает в итоге низкое качество обучения.

Для ученика активные методы обучения это :

¾     игровая форма разбора и презентации материала,

¾     возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий,

¾     подключение творчества при подготовке презентации,

¾     соревнование команд,

¾     азарт,

¾     значительная доля самостоятельности на уроке,

¾     ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими.

Вывод: благодаря использованию преподавателем АМО происходит повышение высокой мотивированности, интерес и желание заниматься. Также следует изменить и роль преподавателя , он должен стать модератором , консультантом и наставником. Именно формирование различных компетенций у детей требует ФГОС, что в свою очередь заставляет современного учителя искать новые формы и методы построения учебных занятий.

Важную роль в организации современного урока должны играть мультимедийные средства обучения. Основная часть получаемой информации воспринимается именно визуально. Компьютер сейчас знаком и понятен практически любому студенту, он является неотъемлемой частью проведении уроков экономики . Различные презентации, обучающие фильмы, и интерактивные уроки, которые очень хорошо усваиваются современным студентом, и возможность выхода в интернет, который позволит быстро получать необходимую информацию. Так на уроке  в группе, при изучении темы "Создание собственного бизнеса" мы со студентами вышли на интересующий нас ресурс и смогли  научиться заполнять заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.  При этом студенты получили знания о том, каким образом интернет может стать им помощником при поиске той или иной информации.

Очень интересны в практическом аспекте нестандартные уроки в форме экскурсий, диспутов, различных деловых игр, защиты проектов.[2] Например, при проведении учебного занятия по теме "Планирование бюджета семьи" использовался метод проекта, в ходе реализации которого студенты проектировали  бюджет своей семьи, исходя из определенных условий (зарплаты, образования, возраста, места проживания – город или село, наличия жилья, кредитов, количества детей и их возраста). Разработка этого проекта позволила им лучше усвоить цель планирования бюджета семьи, ознакомиться с основными доходами и расходами своей семьи, научиться  планировать собственные расходы. [5]

Подобная деятельность учащихся позволяет им максимально приблизиться к проблемам реальной жизни, которые рано или поздно предстоит решать им самим. [5]

Всегда очень интересно проходят уроки в форме деловых игр. Например, мною был разработан и проведен урок в форме игры,  где класс разделился на несколько команд по 3–4 человека и им было предложено пройти все этапы регистрации индивидуального предпринимателя или общества с ограниченной ответственностью (по желанию самой команды). Все функции государственных регистрирующих органов выполняет преподаватель. Та команда, которая пройдёт все этапы регистрации  быстрее остальных и наберёт наименьшее количество штрафных очков, поощряется отличными оценками. Для подготовки к данному уроку студенты провели большую исследовательскую работу по указанной теме. Таким образом, задействован был каждый учащийся.

Не секрет, что на традиционном уроке работает, в основном, несколько активных учащихся, а остальные, как правило, предпочитают "отсиживаться". Поэтому необходимо искать такие формы и методы организации учебных занятий, которые позволяли бы всем детям в той или иной степени проявить себя. При этом на уроке важно создавать "ситуацию успеха", когда дети не боятся получить "плохую оценку" и это стимулирует их охотнее и активнее включаться в процесс. Такие уроки  оказывают положительное влияние на повышение познавательной активности у детей, поддерживают интерес к предмету.[3]

Очевидно, что экономическая сфера деятельности является одной из ведущих в современном мире. Поэтому формирование у студентов компетенций в данной области становится очень значимым для их дальнейшей жизни. И при проведении учебных занятий по данному предмету каждый учитель сможет найти для себя те современные формы и методы обучения, которые позволят сделать их более интересными для детей и продуктивными на практике. [5]

Литература.

1.     Артур Конан Дойл. Собрание повестей и рассказов о Шерлоке Холмсе в одном томе/Этюд в багровых тонах, Издательство: Эксмо, 2013г.

2.     Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006. – 368с.

3.     Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Издание 2-е, дополненное и переработанное – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003. – 224с.

4.     Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2006. – 159с.

5.     Крайнова, О.С. статья, современный учитель и современный урок, эл. https://nsportal.ru/shkola/ekonomika/library/2013/11/18/sovremennyy-uchitel-i-sovremennyy-urok