ЯПроект - сетевое издание для педагогов и школьников      16+

Маликова Юлия Владимировна

учитель начальных классов

Бюджетное общеобразовательное учреждение «Тарская средняя общеобразовательная школа № 5» Тарского муниципального района Омской области.

г.Тара, Омская область

СТАТЬЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

         В условиях вхождения России в европейское и мировое образовательное пространство, активной информатизации образования становится очевидной необходимость в повышении качества образования за счет таких инструментальных средств как визуализация учебной информации, которая прошла путь от иллюстрации до моделирования как объекта познания и средства активизации познавательной деятельности в обучении.

Современная система образования должна вооружить ребёнка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться. Познавательная активность обучающегося является основой достижения развивающих целей обучения.

 Основа моего педагогического опыта -  дидактический принцип: «Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности».

 Новизна опыта заключается в том, что в урочной и внеурочной деятельности, аналитической составляющей учителя используются элементы методик и технологий знаково-символического моделирования, которые позволяют качественно сформировать познавательные УУД младших школьников. Педагогический опыт по данной проблеме положен в основу деятельности годичной группы педагогов БОУ «Тарская СОШ № 5», продуктом которой стал проект «Знаково-символическое моделирование в формировании познавательных УУД обучающихся начальной школы», презентованный на ярмарке педагогических идей в рамках муниципальной стажировочной площадки по апробации ФГОС в 2015 году.

 Познавательные  универсальные учебные действия  обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации.

 Знаково-символические действия относятся к общеучебным УУД и включают моделирование как преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель.

Овладение моделированием становится основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий в период начального образования. Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование.

         Основные направления деятельности учителя начальных классов (содержательное, технологическое, организационное, диагностическое) реализую через следующие элементы педагогических действий:

·        создание теоретической базы для  изучения психофизиологических особенностей учащихся; 

—  использование современных образовательных технологий и методик: исследовательские методики, проблемное обучение, элементы технологии развития критического мышления, метод проектов;

—  индивидуальные  карты  достижений младших школьников;

—  мониторинг образовательных параметров обучающихся: предметные и личностные результаты, УУД, предметный и индивидуальный рейтинги;

—  ведение аналитической тетради образовательных достижений младших школьников

—   эффективная реализация   школьной  программы  «Познавательно-активный ребёнок»,  позволяющей  выявить и развивать  особые  возможности отдельных учащихся;

—  создание    единого  образовательного  пространства  всех участников образовательного процесса (ученик-родитель-педагог ДО).

Для эффективного формирования познавательных УУД обучающихся  использую все кадровые ресурсы школы. Я, как учитель, обеспечиваю методическую базу, осуществляю формирование познавательных УУД, вместе с  социально-психологической службой провожу начальный и конечный мониторинги результатов обучающихся. Родители  поддерживают и контролируют процесс формирования УУД, дают образовательный заказ.  Педагоги дополнительного образования, реализуя внеурочную деятельность, работают в тесном контакте с учителем и родителями по реализации основных направлений ООП НОО,  формируют познавательные УУД через систему дополнительного образования.

 Каждый компонент деятельности моделирования имеет свое содержание со своим составом операций и своими средствами, которые согласно психологическим исследованиям должны стать самостоятельным предметом усвоения.

  Одним из приемов анализа, который ведет к пониманию текста, является выделение смысловых опорных пунктов текста, которые способствуют построению структуры текста. Однако во многих задачах перевод текста на язык графики является только началом анализа, а для решения требуется дальнейшая работа со схемами. Именно здесь возникает необходимость формирования у учащихся умения работать с моделями, преобразовывать их. Существует два варианта построения моделей.  При этом каждое из данных задачи представляется в виде отдельных конкретных символов. При создании различного типа моделей очень важно определить, какая информация должна быть включена в модель, какие средства (символы, знаки) будут употребляться для каждой выделенной составляющей текста, какие из них должны иметь одинаковую символику, а какие – различную. В процессе построения модели и работы с ней проводится анализ текста и его перевод на математический язык, язык знаков и символов, близких обучающимся и встречающихся в повседневной жизни: выделяются известные и неизвестные объекты, величины, отношения между ними, основные и промежуточные вопросы.

 Начинаю работу по моделированию задач с первого класса. На данном этапе использую графические модели. При изучении темы «Состав числа» дети заселяют домики, при изучении темы «Решение задач» предлагаю детям варианты моделей, из которых необходимо выбрать ту, которая подходит к данной задаче.

  На уроках русского языка применяю моделирование. На этапе обучения грамоте  - это модели предложения, затем звуковые модели слова, которые, преобразуются в буквенные. Эти модели мы используем на протяжении всего курса русского языка при изучении темы «Орфография». Очень хорошо помогают модели на уроках постановки учебной задачи, где дети могут увидеть несоответствие схемы, зафиксировать разрыв между знанием и незнанием, и проведя исследовательскую работу, изменить или уточнить данную схему.

  При изучении курса  «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); умения описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.).

  На уроках литературного чтения используем модели – кумулятивные цепочки  для изучения сказок. Кумулятивные цепочки позволяют определять героев произведения.

 При изучении задач по окружающему миру и математике использую задания практико-ориентированной направленности, которые в дальнейшем могут быть использованы при организации социальной практики обучающихся школы. Это изготовление различных поделок для участия в таких акциях как «Подарок ветерану», «Неделя добрых дел» (поддержка детей из социально-реабилитационного центра и детского сада, находящегося по соседству)

   В формировании познавательных УУД обучающихся как отмечалось ранее, задействованы все службы школы. Так, педагог-психолог не только осуществляет входную и итоговую диагностику личностных УУД обучающихся, но и по запросу учителя и родителей проводит коррекционные занятия на развитие тех познавательных УУД обучающихся, формирование которых идёт с затруднением.   

Единый подход в реализации ООП НОО осуществляю и во внеурочной деятельности. Познавательные УУД обучающихся формирую  на занятиях клуба «Инфознайка».

Проблемой формирования познавательных УУД средствами знаково-символического моделирования занимаюсь на протяжении четырёх лет. Выработала основные критерии для оценки сформированности познавательных УУД.

 Результаты диагностики за 4 года и работа в данном направлении показали положительную динамику формирования у учащихся познавательных УУД.

В ходе исследования диагностировались следующие познавательные УУД:

·      отбор информации и источники для решения задачи;

·      извлечение информации из текста, таблиц, схем;

·      сравнение, группировка фактов и явлений, умение аналитического вывода из цифровой и табличной информации;

·      определение причин, явлений и событий;

·      формулировка выводов на основе обобщений;

·      составление информации в форме таблиц, схем, диаграмм.

  Педагогическую поддержку и управление положительной учебной мотивацией учащихся осуществляю, согласно школьной целевой программе «Познавательно-активный ребёнок». Это помогло результативно организовать работу с детьми с высоким уровнем познавательной активности, через применение в учебном процессе инновационных педагогических технологий и методик, форм оценивания результатов деятельности и успешности обучающихся (портфолио, конкурсы, презентации), позволило осуществлять мониторинг числа участников школьного, муниципального, регионального, федерального и международного уровней.

 Опыт работы по теме «Знаково-символическое моделирование как средство развития познавательных УУД младших школьников» дессиминирован профессиональному сообществе через участие в олимпиадах, интернет-конкурсах, НПК различного статуса.

       Считаю, что организованная таким образом система деятельности учителя начальных классов в контексте проблемы  «Знаково-символическое моделирование как средство формирования познавательных УУД младших школьников»  способствует не только качественному формированию познавательных УУД обучающихся, но и расширяет возможности саморазвития, мотивирует личность на продолжение образования на протяжении всей жизни.

               Список литературы:

1.      Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2008 г.

2.      Дусавицкий А.К., Кондратюк  Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3.      Ивочкина Т.И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Начальное образование. –  2000. – №3.

4.       Исследовательская работа: на пересечении интересов ученика и учителя. «Первое сентября» №11, 2008 г.

5.       Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Ред. А.Г. Асмолова. Москва, Просвещение, 2010

 

6.       Когда урок на природе становится исследованием природы урока. «Первое сентября» №10, 2008 г.