Абдрахманова Евгения Геннадьевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40»
Урок литературного чтения
в 3-ем классе
Тема: урок- конкурс на самого внимательного читателя произведений Н. Н. Носова.
(по программе «Школа России»)
Цели:
- Пробудить у детей интерес к чтению, причём чтению осмысленному, вдумчивому и приносящему эстетическое удовольствие.
- Развитие познавательного интереса, эмоциональной активности, творческого мышления, внимания, воображения, чувства юмора.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг Н. Носова.
Ход урока
1.Организованный момент.
2. Мобилизующий этап.
Формирование учащимися темы и цели урока
- Посмотрите на доску. Что объединяет данные записи?
Затейники
Огурцы
Фантазёры
На горке
Телефон (Это произведения Н.Н.Носова)
- Дополните ещё.
- Сформулируйте тему нашего урока. (Обобщающий урок по творчеству
Н. Носова.)
- Русская народная пословица гласит: «Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать». Как вы её понимаете? (Книги надо читать внимательно, вдумчиво)
- Какое было домашнее задание? (Подготовиться к конкурсу на самого внимательного читателя произведений Н. Носова.)
- Как вы уже догадались, этот урок мы проведём в виде конкурса, чтобывыявить самых внимательных и вдумчивых читателей, знатоков творчества Н. Носова.
3. Проведение конкурса.
(Класс делится на 3 команды)
- Посмотрим, какая же команда более внимательно читала произведения Н. Носова. Один ответ – одно очко. Вопросы задаются по очереди.
Угадай рассказ, отгадав загадку.
· Поверну волшебный круг
И меня услышит друг.
Через поле и лесок.
Подаётся голосок
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь,
А слышно там.
(Телефон. Рассказ «Телефон»)
· Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомобиль. Рассказ «Автомобиль»)
· На грядке длинный и зелёный,
В кадке жёлтый и солёный.
(Огурец. Рассказы «Огурцы» и «Огородники»)
· Без крыльев, а летит
Без языка, а говорит.
(Письмо. Рассказы «Дружок», «Автомобиль»)
· Вильнёт хвостом туда-сюда
И нет её, и нет следа.
Рыбка. Рассказ «Карасик»)
· Птичка-невеличка:
Носик стальной, хвостик льняной.
(Иголка с ниткой. Рассказ «Заплатка»)
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй.
(Метро. Рассказ «Метро»)
· С хозяином дрожит
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком.
(Собака. Рассказ « Дружок»)
· Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой.
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом.
(Ледяная горка. Рассказ « На горке»)
· Колкую, зелёную
Срубили топором.
Колкая, зелёная
К нам приходит в дом.
(Ёлка. Рассказ «Бенгальские огни»)
Какое произведение Н. Носова начинается со слов:
Это случилось после того, как взорвалась паровая машина, которую мы с Мишкой делали из консервной банки…
(Повесть «Весёлая семейка»)
Один раз мы с Мишкой шли в игрушечном магазине и увидели
замечательную игрушку
(Рассказ «Телефон)
Это случилось в детском саду перед празднованием восьмого марта…
(Рассказ «Бабушка Дина»)
Реши задачу:
«Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Они сорвали всего 120 штук.
Девочка сорвала в 2 раза меньше мальчика. Сколько орехов собрал мальчик и сколько девочка?» Ответ: 80 и 40.
Из какой повести Н. Носова эта задача? (Витя Малеев в школе и дома»)
Из какого рассказа диалоги?
(Каждая команда зачитывает диалоги из рассказов Н. Носова, другая команда отгадывает)
Конкурс по трилогии Н. Носова о Незнайке
1. Кто больше вспомнит имён коротышек?
(Каждая команда записывает на листочке имена в течение трёх минут)
2. Узнай профессию:
Пилюлькин – врач
Гусля – музыкант
Пулька – охотник
Караулькин – милиционер
Винтик, Шпунтик – механики
Свистулькин – милиционер
Стекляшкин – астроном
Тюбик – художник
Звёздочкин – астроном
Кубик – архитектор
3. Как называется город, в котором жили коротышки? (Цветочный)
4. Какого роста были коротышки? (Ростом с огурец)
5. Как назывался город, в котором жили одни малышки, и куда прилетели малыши на шаре. (Зелёный)
6. Из чего были сделаны воротнички на платьях у малышек?
(Из чёрно – бурых гусениц)
7. Какие стихи сочинял Незнайка?
8. Трактор Митя из деревни Простоквашино работал на продуктах, а на чём работал автомобиль Шпунтика и Винтика? (На сиропе и на газировке)
9. Из чего Знайка сделал воздушный шар? (Из сока цветов, похожих на фикусы)
10. Из чего были сделаны парашюты у малышей, когда они прыгали с воздушного шара? (Из одуванчиков)
11. Чем лечил коротышек доктор Пилюлькин? (Йодом и касторкой)
12. Какого цвета была волшебная палочка у Незнайки? (Красновато-коричневая, небольшая, круглая)
13. Из чего был сделан водопровод в зелёном городе? ( Из стеблей тростника)
14. Почему город, где жили одни малыши, назывался Змеёвка? (Его жители любили запускать бумажных змеев)
15. Незнайка и его друзья в Солнечном городе остановились в гостинице, как они себя назвали? (Незнам Незнамович Незнайкин и иностранец Пачкуале Пестрини)
16. Какие необычные машины увидел Незнайка в Солнечном городе?
(Циркулину, Планетарку, гусеничный мотоцикл, спиралеходы, реактивные роликовые турболёты и мн. др.)
17. Как одет Незнайка? (Яркая голубая шляпа, жёлтые канареечные брюки и оранжевая рубашка с зелёным галстуком)
Сочиним вместе с Незнайкой стихи-буриме.
(Командам предлагается сочинить двустишия на рифмы, которые придумал Незнайка. Задача учителя – определить самые содержательные)
К слову «пакля» Незнайка рифмы не подобрал, придумывал разные новые слова. А рифма к этому слову есть, например, «сакля» - дом с плоской крышей, в котором жили кавказские горцы.
Палка – галка,
Печка – свечка,
Книжки – шишки,
Утка – шутка,
Коржик – моржик,
Пакля – сакля.
Кроссворд «Незнайка и его друзья»
(Чья команда быстрее справится с данным кроссвордом)
Выберите из нижеперечисленных имён те, которые можно вписать в клеточки вертикальных граф 2, 3, 4, 5.
Растеряйка, Винтик, Торопыжка, Шпунтик, Пончик, Синеглазка, Цветик, Пилюлькин. (см. приложение)
4.Подведение итогов конкурса.
(Награждение команды победительницы и самых внимательных читателей, знатоков творчества Н. Носова.)
5. Итог урока. Рефлексия.
-Понравился урок? Чем?
- Несмотря на то, что писатель умер более 30 лет назад, он остаётся одним из самых популярных детских писателей, его по-прежнему любят несколько поколений читателей: и взрослые, и малыши. Если вам захотелось прочесть и другие произведения Носова, если вам жалко расставаться с Незнайкой и другими героями, значит, наш урок прошёл не зря.