ЯПроект - сетевое издание для педагогов и школьников      16+

Абдрахманова Евгения Геннадьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40»

Урок литературного чтения

в 3-ем классе

Тема: урок- конкурс на самого   внимательного читателя    произведений Н. Н. Носова.

(по программе «Школа России»)

    Цели:

- Пробудить у детей интерес к чтению, причём чтению осмысленному, вдумчивому и приносящему эстетическое удовольствие.

- Развитие познавательного интереса, эмоциональной активности, творческого мышления, внимания, воображения, чувства юмора.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг Н. Носова.

 Ход урока

1.Организованный момент.

2. Мобилизующий этап.

Формирование учащимися темы и цели урока

 - Посмотрите на доску. Что объединяет данные записи?

Затейники

 Огурцы

Фантазёры

На горке

Телефон             (Это произведения Н.Н.Носова)

 - Дополните ещё.

 - Сформулируйте тему нашего урока. (Обобщающий урок по творчеству

   Н. Носова.)

 - Русская народная пословица гласит: «Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать». Как вы её понимаете? (Книги надо читать внимательно, вдумчиво)

- Какое было домашнее задание? (Подготовиться к конкурсу на самого внимательного читателя произведений Н. Носова.)

- Как вы уже догадались, этот урок мы проведём в виде конкурса, чтобывыявить самых внимательных и вдумчивых читателей, знатоков творчества Н. Носова.

3. Проведение конкурса.

 (Класс делится на 3 команды)

- Посмотрим, какая же команда более внимательно читала произведения Н. Носова. Один ответ – одно очко. Вопросы задаются по очереди.

Угадай рассказ, отгадав загадку.

·          Поверну волшебный круг

И меня услышит друг.

Через поле и лесок.

Подаётся голосок

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь,

А слышно там.

(Телефон. Рассказ «Телефон»)

·          Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.      

 (Автомобиль. Рассказ «Автомобиль»)

·          На грядке длинный и зелёный,

 В кадке жёлтый и солёный.

 (Огурец. Рассказы «Огурцы» и «Огородники»)

·          Без крыльев, а летит

Без языка, а говорит.

 (Письмо. Рассказы «Дружок», «Автомобиль»)

·          Вильнёт хвостом туда-сюда

И нет её, и нет следа.

Рыбка. Рассказ «Карасик»)

·          Птичка-невеличка:

Носик стальной, хвостик льняной.

(Иголка с ниткой. Рассказ «Заплатка»)

 Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землёй.

(Метро. Рассказ «Метро»)

·          С хозяином дрожит

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

Хвост колечком.

 (Собака. Рассказ « Дружок»)

·          Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой.

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили.

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

 (Ледяная горка. Рассказ « На горке»)

·          Колкую, зелёную

Срубили топором.

Колкая, зелёная

К нам приходит в дом.

(Ёлка. Рассказ «Бенгальские огни»)  

Какое произведение Н. Носова начинается со слов:

Это случилось после того, как взорвалась паровая машина, которую мы с Мишкой делали из консервной банки…

 (Повесть «Весёлая семейка»)

Один раз мы с Мишкой шли в игрушечном магазине и увидели

замечательную игрушку

(Рассказ «Телефон)

Это случилось в детском саду перед празднованием восьмого марта…

(Рассказ «Бабушка Дина»)

Реши задачу:

«Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Они сорвали всего 120 штук.

Девочка сорвала в 2 раза меньше мальчика. Сколько орехов собрал мальчик и сколько девочка?» Ответ: 80 и 40. 

Из какой повести Н. Носова эта задача? (Витя Малеев в школе и дома») 

Из какого рассказа диалоги?

(Каждая команда зачитывает диалоги из рассказов Н. Носова, другая команда отгадывает)

Конкурс по трилогии Н. Носова о Незнайке

1. Кто больше вспомнит имён коротышек?

(Каждая команда записывает на листочке имена в течение трёх минут)

2. Узнай профессию:

Пилюлькин – врач

Гусля – музыкант

Пулька – охотник

Караулькин – милиционер

Винтик, Шпунтик – механики

Свистулькин – милиционер

Стекляшкин – астроном

Тюбик – художник

Звёздочкин – астроном

Кубик – архитектор

3. Как называется город, в котором жили коротышки? (Цветочный)

4. Какого роста были коротышки? (Ростом с огурец)

5. Как назывался город, в котором жили одни малышки, и куда прилетели малыши на шаре. (Зелёный)

6. Из чего были сделаны воротнички на платьях у малышек?

(Из чёрно – бурых гусениц)

7. Какие стихи сочинял Незнайка?

8. Трактор Митя из деревни Простоквашино работал на продуктах, а на чём работал автомобиль Шпунтика и Винтика? (На сиропе и на газировке)

9. Из чего Знайка сделал воздушный шар? (Из сока цветов, похожих на фикусы)

10. Из чего были сделаны парашюты у малышей, когда они прыгали с воздушного шара? (Из одуванчиков)

11. Чем лечил коротышек доктор Пилюлькин? (Йодом и касторкой)

12. Какого цвета была волшебная палочка у Незнайки? (Красновато-коричневая, небольшая, круглая)

13. Из чего был сделан водопровод в зелёном городе? ( Из стеблей тростника)

14. Почему город, где жили одни малыши, назывался Змеёвка? (Его жители любили запускать бумажных змеев)

15. Незнайка и его друзья в Солнечном городе остановились в гостинице, как они себя назвали? (Незнам Незнамович Незнайкин и иностранец Пачкуале Пестрини)

16. Какие необычные машины увидел Незнайка в Солнечном городе?

(Циркулину, Планетарку, гусеничный мотоцикл, спиралеходы, реактивные роликовые турболёты и мн. др.)

17. Как одет Незнайка? (Яркая  голубая шляпа, жёлтые канареечные брюки и оранжевая рубашка с зелёным галстуком)

Сочиним вместе с Незнайкой стихи-буриме.

(Командам предлагается сочинить двустишия на рифмы, которые придумал Незнайка. Задача учителя – определить самые содержательные)

К слову «пакля» Незнайка рифмы не подобрал, придумывал разные новые слова. А рифма к этому слову есть, например, «сакля» - дом с плоской крышей, в котором жили кавказские горцы.                                    

                                       Палка – галка,

                                      Печка – свечка,

                                    Книжки – шишки,

                                    Утка – шутка,

                                   Коржик – моржик,

                                  Пакля – сакля.

Кроссворд «Незнайка и его друзья»

(Чья команда быстрее справится с данным кроссвордом)

Выберите из нижеперечисленных имён те, которые можно вписать в клеточки вертикальных граф 2, 3, 4, 5.

Растеряйка, Винтик, Торопыжка, Шпунтик, Пончик, Синеглазка, Цветик, Пилюлькин. (см. приложение)

4.Подведение итогов конкурса.

 (Награждение команды победительницы и самых внимательных читателей, знатоков творчества Н. Носова.)

5. Итог урока. Рефлексия.

 -Понравился урок? Чем?

 - Несмотря на то, что писатель умер более 30 лет назад, он остаётся одним из самых популярных детских писателей, его по-прежнему любят несколько поколений читателей: и взрослые, и малыши. Если вам захотелось прочесть и другие произведения Носова, если вам жалко расставаться с Незнайкой и другими героями, значит, наш урок прошёл не зря.