ЯПроект - сетевое издание для педагогов и школьников      16+

Пронина Марина Владимировна

преподаватель русского языка и литературы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Перевозский строительный колледж»

г. Перевоз, Нижегородская область

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПО НА БАЗЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА



Обучение русскому языку в контексте будущей профессиональной деятельности - важнейшая составляющая качественной подготовки квалифицированных специалистов. Но ни один преподаватель не сможет научить, если сам студент не захочет учиться.

Очень часто можно наблюдать, что интерес к изучаемым дисциплинам у студентов ослабевает, появляется апатия, безразличие, тревожность, вызываемые трудностями, которые появляются в процессе изучения дисциплины. Поэтому одна из главных задач преподавателя, особенно общеобразовательного направления, поддерживать интерес к предмету. Для того, чтобы интерес у студентов не пропал, преподаватель должен знать не только свой предмет, но и искать новые методические приемы, позволяющие развивать познавательный интерес студентов к процессу обучения.

В такой ситуации основным фактором успешного обучения является мотивация, т.е. положительное отношение студентов к русскому языку как учебной дисциплине и осознанная потребность овладения знаниями в этой области. Необходимо не только заинтересовать обучающихся своей дисциплиной, но и преподнести им ее изучение как профессионально значимый предмет. При решении этой задачи важную роль играет принцип профессиональной направленности.

Профессиональная направленность процесса изучения русского языка обеспечивает достаточную подготовку студентов к восприятию лекций преподавателей различных дисциплин и чтению учебной литературы по специальности, участию в реальной учебно-профессиональной коммуникации с преподавателями на практических занятиях, зачётах, экзаменах.

Реализация принципа профессиональной направленности осуществляется, главным образом, путём подбора материалов, затрагивающих профессиональную сферу деятельности будущих специалистов, а также форм и методов их использования. В свою очередь, это побуждает преподавателя к поиску технических и научно-популярных текстов для занятий.

Поскольку представление о будущей профессии является самым устойчивым мотивом, придающим смысл всей деятельности обучаемого как на занятии, так и вне его, осведомлённость преподавателя в области технических, научных и практических интересов студента позволяет стимулировать его интерес к изучению русского языка.

В нашем колледже ведется обучение студентов по разным специальностям и профессиям: Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, Градостроительный кадастр, Социальная работа, Дизайн, Экономика и бухгалтерский учет, Автомеханик и др. Обучение русскому языку имеет профессиональную направленность. Не смотря на то, что грамотное владение русским языком необходимо абсолютно для каждого будущего специалиста, предметное содержание на разных специальностях отличается отличается друг от друга.

Основной целью изучения дисциплины «Русский язык» для студентов всех специальностей является обучение грамотному владению языком как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

В ходе изучения курса студенты знакомятся со следующими разделами:

·                     Наука о русском языке (язык и общество, активные процессы, происходящие в русском языке на современном этапе и т.д),

·                     Фонетика, орфоэпия, орфография,

·                     Лексика и фразеология,

·                     Грамматика, орфография, пунктуация,

·                     Функциональные стили речи

Практически в каждом разделе курса имеются темы занятий, на которых можно реализовать принцип профессиональной направленности в группах разных специальностей.

Данный принцип может быть применен как во время аудиторной, внеаудиторной или самостоятельной работы студентов.

Принцип профессиональной направленности начинает реализовываться уже на втором занятии по дисциплине. Так, на занятии по теме «Активные процессы, происходящие в русском языке на современном этапе» студентам предлагается проанализировать современное состояние русского языка. Абсолютное большинство отвечают, что на данном этапе существования русский язык обогащается за счет появления в его составе новых слов (как новообразованных, так и заимствованных). И здесь обучающимся разных специальностей нужно привести примеры слов, связанных с их профессией. В ходе такой работы студенты активно ведут умственную деятельность, называют большое количество новых слов, что говорит об их заинтересованности профессией и повышает интерес к ней, в том числе повышает мотивацию к обучению русскому языку.

На занятии по теме «Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова» студенты пытаются определить лексическое значение профессиональных слов по своей специальности. Например, для студентов-автомехаников даются следующие слова: диагностика, регулирование, балансировка, домкрат и др., для экономистов —финансы, налог, аудит, консультант и т.д., для социальных работников — адаптация, проблема, личность, социальный и др. Обучающиеся с интересом высказывают предположения о значениях данных слов, показывая тем самым свою осведомленность в профессиональной сфере. В качестве внеаудиторной самостоятельной работы ребятам также предлагается определить значения некоторых профессиональных слов.

Работа с профессиональными словами продолжается и на следующих занятиях по темам: «Однозначные и многозначные слова», «Синонимы. Омонимы. Антонимы», «Специальная лексика». Во внеучебное время студентам дается задание составить словарь профессиональных терминов. Так, обучающиеся специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и профессии «Автомеханик» изучают надписи на техническом оборудовании, читают инструкции по эксплуатации бытовых приборов и техники и т.д., студенты специальностей «Социальная работа», «Экономика и бухгалтерский учет», «Дизайн» тоже изучают специальную литературу. Такая работа способствует закреплению специальной терминологии, развитию профессиональных знаний.

Большую роль играет такой тип задания, как диктант. Непростым является вопрос подбора текста для контрольного диктанта. Согласно требованиям текст должен быть образцовым с точки зрения идейно-художественной и пригодным с точки зрения методической. Кроме того, текст должен быть законченным по содержанию, включать в себя нужные орфограммы и пунктограммы. Трудность подбора может быть снята, если обратиться к произведениям классиков и современников литературы. Отбираемый текст должен обладать удобностью к звуковому воспроизведению во время диктовки.

Диктант – это один из сильных (в смысле воздействия на студентов) видов письменных работ. Поэтому он стоит того, чтобы ему отдавалось предпочтение. И чем лучше будут тексты для диктантов, тем благотворнее и эффективнее будут результаты их применения.

В своей работе с целью формирования интереса к избранной профессии, воспитанию любви к русскому языку в жизни, в профессии использую при проведении контрольных диктантов тексты из специальной литературы – учебников по специальным предметам (приложение 1). Обучающиеся с интересом воспринимают текст, специальные термины им уже знакомы – это позволяет избежать многих ошибок и убеждает их в том, что знание русского языка им необходимо.

Зачастую в поиске профессиональных текстов помогают сами студенты. Их привлекает практическая сторона изучения русского языка. С большим интересом они приносят на занятия найденные статьи из журналов и специальной литературы, конспекты лекций по профилирующим дисциплинам. Такая совместная работа преподавателя и студентов позволяет грамотно выстроить программу обучения, которая будет основываться на реальных потребностях студентов и будет стимулировать посещение занятий по русскому языку. Студенты осознают, что эти занятия помогают им разобраться в специальной литературе, понимать и усваивать материал по специальности, а, следовательно, приближают их к достижению цели, ради которой они пришли учиться в колледж.

Также на своих занятиях часто провожу словарные диктанты по закреплению определенной изученной орфограммы с использованием профессиональной лексики (Приложение 2). Обучающиеся с интересом выполняют такие задания и сами участвуют в составлении словарных диктантов на заданную орфограмму.

Использование значимого для студентов материала в различных видах аудиторной работы способствует максимально полному его восприятию усвоению, что является очень важным для преподавателя-предметника.

Достаточно часто студенты нашего колледжа принимают участие в различного рода конференциях, олимпиадах профессионального мастерства, где представляют свои работы, доклады, презентации и т.д. Подготовка к конференции требует от участника составления научного доклада, тезисов доклада. Реальное задание стимулирует студента к качественному его выполнению. В написании доклада, составлении тезисов и, впоследствии, публичном выступлении помогают знания в области русского языка по темам «Язык и речь. Основные требования к речи», «Текст, его строение. Виды переработки», «Тезисы», «Выписка», «Реферат», «Очерк. Устное выступление. Дискуссия», «Научный стиль речи. Его признаки», «Разновидности научного стиля речи», «Публицистический стиль речи. Его особенности». В качестве внеаудиторной самостоятельной работы по разделу «Функциональные стили речи» студенты пишут доклады, рефераты, составляют тезисы докладов по профессиональной тематике (тему формулируют самостоятельно).

Еще один вид внеаудиторной самостоятельной работы — написание студентами сочинений-миниатюр, отражающих их знания по профессии и отношение к ней, на темы: «Моя профессиональная карьера», «Почему я выбрал эту профессию», «Значимость и роль моей будущей профессиональной деятельности для общества», «Роль моей профессии в решении современных экологических проблем и сохранении природной среды обитания». Задание по написанию сочинений вызывает живой интерес студентов и помогает раскрыть их творческий потенциал.

Из всего сказанного следует вывод, что занятия по русскому языку способствуют формированию общих компетенций:

·                     Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

·                     Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

·                     Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

·                     Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

·                     Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Современные работодатели диктуют образовательным учреждениям НПО и СПО, что содержание общеобразовательной подготовки должно находиться во взаимосвязи с профессиональной подготовкой и иметь профильную направленность. Считаю, что занятия по русскому языку вполне отвечают этим требованиям.