Кустова Мария Александровна
Учитель физической культуры
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»
г. Чайковский, Пермский край
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В настоящее время учителя физической культуры являются настоящими выдумщиками. В условиях реализации ФГОС проводятся курсы повышения квалификации, мастер – классы, семинары для понимания новых смыслов и нового качества преподавания учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях [1]. Педагогам предлагают новые методики и технологии, но некоторые учителя работают по – старинке и просят конкретных указаний.
На своих уроках я стараюсь внедрять новые требования с самого первого года работы по ФГОС. Поэтому выработалась определенная система организации урока по физической культуре. Хотелось бы подробнее остановиться на подготовительной части урока.
Проводить уроки физкультуры на основе системно-деятельностного подхода, как того требуют ФГОС значит:
1. Предлагать построиться в начале урока как-то по другому: в другом месте, встать на место соседа справа/слева, от другого направляющего, спиной ко мне, не в шеренгу, парами, в круг;
2. При передвижении шагом, бегом и прыжками разрешать принимать любое положение рук, выбирать самим способ передвижения, придумывать новый вид ходьбы, бега, прыжков (сразу на уроке или в домашнем задании);
3. При передвижении класса по залу или площадке освобожденным разрешается давать команды классу, оценивать работу обучающихся на правильность двигательных действий;
4. Обучающимся разрешается выбрать способ перестроения;
5. При проведении ОРУ:
- разминку проводят только мальчики;
- разминку проводят только девочки;
- разминку проводят только те, у кого имя на букву А, например;
- один проводит, назначает следующего;
- в 3-4 классах один ребенок может провести всю разминку;
- показывают ОРУ через одного (в кругу);
- провести разминку сидя, лежа, из какого – одного исходного положения;
- придумать новое упражнение, которое ни разу не делали;
- каждый ученик делает свое упражнение (например для рук, а потом упражнение другое, но тоже для рук или упражнение соседа);
- можно разрешать выбрать предмет (мяч, скакалку, мешочек, «таблетку», модуль для проведения ОРУ;
- к указанному упражнению добавить что – то свое (прыжки на двух, а дети добавляют хлопки, движения рук, с поворотом, вперед – назад и т.д.).
Для формирования и развития метапредметных умений приходится все время обращаться к обучающимся с вопросами или предложениями. Но это должно проходить быстро и в процессе двигательных действий. Когда даются четкие, короткие указания, то моторная плотность урока практически не сокращается, а для детей происходит анализ, осмысление и самостоятельное решение двигательной задачи. Интенсивность урока остается на высоком уровне[2]. Конечно же, важно учитывать безопасность на уроках и обращать на это внимание учеников при выполнении упражнений и заданий. Уроки системно – деятельностного подхода должны включать и традиционные аспекты проведения подготовительной части урока, чтобы ученикам было с чем сравнивать, от чего отталкиваться и как выполнять движения, чтобы их совершенствовать.
Очень важно привлекать к деятельности на уроке всех ребят, а не только самых активных, чтобы формировать предметные, метапредметные и личностные результаты всех обучающихся.
Литература
1. Лядова Н.В. Совершенствование преподавания учебного предмета
«Физическая культура» в рамках реализации предметной концепции. Электронный журнал «Вестник образования Пермского края». Выпуск 14. >> Раздел 14.2. >> Статья 14.2.7. [Электронный ресурс].
2. Тихонов А.М. Системно-деятельностный подход в преподавании физической культуры: Учебное пособие / А.М. Тихонов, Д.Д. Кечкин, О.О. Волосатых, И.П. Голяков. – Пермь: КЦФКиЗ, 2013. – 90 с.