ЯПроект - сетевое издание для педагогов и школьников      16+

    Лютая Лариса Владимировна

    МОУ Лицей№2 г.Саратов

                                                                           

 Проектно-исследовательская деятельность программа  спортивной  направленности по физической культуре

(в рамках предметной недели)

«Будущие Олимпийцы»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

               В современных условиях состояние физического и духовно-нравственного здоровья детей стало одной из острейших проблем. Каждое следующее поколение обладает худшим потенциалом здоровья, чем предыдущее. По статистическим данный в последние годы отмечается устойчивое ухудшение здоровья детей. На сегодняшний день к одному из приоритетных  направлений государственной политики отнесено здоровья населения в целом и особенно подрастающего поколения.

Задачи оздоровления детей решаются, прежде всего, в процессе обучения. Данная программа призвана помочь детям освоить навыки здорового образа жизни через различные формы  двигательной активности и познаний. В основу программы положена идея оздоровления. Её вариативность позволит обеспечить ребёнку двигательную активность по собственному выбору, являющуюся наиболее эффективным средством оздоровления.  Являясь  участниками программы, дети и подростки  на практике познают, что такое здоровый образ жизни. В целом реализация программы позволит не только обеспечить оптимальный уровень двигательной активности, но и сформировать сознательное отношение к физической культуре, как необходимому фактору способствующему сохранению и укреплению собственного здоровья.

ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ

Программа для школьников по физической культуре проводится для повышения престижа образовательной области «Физическая культура» популяризации в образовательных учреждениях целостного представления о физической культуре как важном факторе формирования всесторонней  личности.

Основными задачами декадника являются:

- формирование у учащихся образовательных учреждений устойчивых мотивов и потребностей в постоянном физическом самосовершенствовании; потребности в соблюдении правил безопасности в повседневной жизни;

- расширение теоретических знаний и двигательного опыта физкультурно- спортивной  деятельности, привитие практических умений организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой с развитой функциональной и социально-ориентированной направленностью;

- развитие черт личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных  и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера,  в современных условиях жизни деятельности;  необходимых моральных, физических и психологических качеств, для выполнения конституционного долга и  обязанности гражданина России по защите Отечества;

- пропаганда здорового образа жизни, профилактика и устранение вредных привычек;

- выявление и поощрение наиболее подготовленных школьников в  спортивно-оборонной  деятельности.

РУКОВОДСТВО

Общее руководство подготовкой и проведением декадника по физической культуре осуществляется учителями физической культуры.

 УЧАСТНИКИ

В  проектно-исследовательской деятельности участвуют учащиеся 1-4 классов, 5-7 классов,  8-9-х общеобразовательного учреждения.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

Проектно-исследовательская деятельность по физической культуре проводится   март – апрель

СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРСНЫХ ИСПЫТАНИЙ

Декадник школьников  представляет собой  проектно – исследовательскую деятельность  конкурсном  в виде испытаний  учащихся начальной,  основной и средней (полной) школы

Конкурсное испытание состоит из  заданий: практического и теоретико-методического характера - для учащихся 8-9-классов.

 Практическое задание заключается в выполнении упражнений базовой части примерной программы по физической культуре по разделам: гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол;

 Теоретико-методическое задание заключается в ответах на тестовые вопросы. Тематика вопросов соответствует требованиям к уровню знаний выпускников основной и средней (полной) школы по образовательной области «Физическая культура»

Предлагаемые вопросы разработаны по разделам:

-  «Основы и  медицинских знаний и здорового образа жизни» - доврачебная помощь и  формирования здорового образа жизни.

-  «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях» - вопросы безопасности и защиты человека в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, вопросы организации гражданской обороны РФ и правовых основ защиты населения при СЧ.

- «Основы физической культуры» -  соотношение понятий «культура» и «физическая культура»; смысл и взаимосвязь понятий «физическое развитие», «физическое воспитание», «физическая подготовка», «физическое совершенство»;  история Игр Олимпиады и современного спортивного достижения.

- «Специфическая направленность физического воспитания» -  физические упражнения как средства физического воспитания, их содержание и техника; использование естественных сил природы и гигиенических факторов в физическом воспитании.

- «Основы теории и методики воспитания физических качеств» -  общая характеристика физических качеств; способы оценки уровня развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, координированности и их разновидностей; регламентация нагрузки и отдыха как основа методики воспитания физических качеств; влияние нагрузки и ее компонентов на процессы адаптации; Методика воспитания основных физических качеств и их разновидностей.

- «Формы организации занятий в физическом воспитании» -  взаимодействие эффектов отдельных занятий физическими упражнениями как основа непрерывности физического воспитания; разнообразие форм занятий; характерные черты урочных форм занятий; особенности содержания самодеятельных тренировочных занятий общеукрепляющей, обще-подготовительной и обще-развивающей направленности; особенности содержания утренней гигиенической гимнастики физкультурных минуток и пауз, соревнований.

- «Методика решения некоторых частных задач физического воспитания» - осанка и ее роль в процессе укрепления и сохранения здоровья; характерные признаки правильной осанки и методика ее формирования; общее представление о нормальном телосложении, возможности физического воспитания в процессе формирования желаемых параметров частей тела, методика увеличения мышечной массы; избыточная масса тела и ее влияние на состояние здоровья; причины, вызывающие тучность и ожирение; методика использования физических упражнений в процессе снижения избыточной массы тела.

- «Некоторые условия, способствующие решению задач физического воспитания» -  здоровый образ жизни, режим дня, рациональное питание, закаливание, основы личной гигиены, профилактика травматизма.

 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ  И  НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Итоги проектно-исследовательской деятельности определяются раздельно для учащихся основной и средней (полной) школы.

Победители и призеры проектно-исследовательской деятельности   по ФК определяются по сумме балов, полученных по результатам выполнения  заданий.

При выполнении теоретико-методического задания место участника определяется сопоставлением количества правильных ответов всех участников.

В случае равенства количества правильных ответов у нескольких участников им начисляется количество баллов, являющиеся средним арифметическим от суммы занятых мест.

В общем зачете  в декаднике   по ФК определяются победитель, призеры.

При определении победителя в общем зачете в случае равных результатов у нескольких участников предпочтение отдается сумме баллов, набранных в теоретико-методическом задании. Если это не позволяет выявить победителя, призеров,  то их места определяются в соответствии с результатом выполнения практических заданий по приоритету: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол.

СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК

       Заявки на участие подаются не ранее, чем за  2 недели до начала декадника, подписанного классным руководителем.

 НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Учащиеся, добившиеся высоких результатов и занявшие призовые места в Олимпиаде, награждаются грамотами

Класс

Практическое задание по ФК

Теоретико-методическое задание

1 классы

+

2 классы

+

3 классы

+

4 классы

+

5 классы

+

6 классы

+

7 классы

+

8 классы

+

+

9 классы

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способы подготовки к данной программе

Первый этап

Задание

Класс

Ответственные

Сроки 

1

Разработка тестовых заданий по  физической культуре

9 классы

Учителя ФК

до

01.02.20_

4

Разработка спортивного праздника

1 классы

Учителя ФК

до

01.02.20_

5

Разработка спортивного праздника

2 классы

Учителя ФК.

до

01.02.20_

6

Разработка спортивного праздника

3 классы

Учителя ФК.

до

01.02.20_

7

Разработка спортивного праздника

4 классы

Учителя ФК

до

01.02.20_

8

Разработка спортивного праздника

5 классы

Учителя ФК

до

01.02.20_

9

Разработка спортивного праздника

6 классы

Учителя ФК.

до

01.02.20_

10

Разработка спортивного праздника

7 классы

Учителя ФК

до

01.02.20_

11

Разработка спортивного праздника

8-9 классы

Учителя ФК

до

01.02.20_

Второй этап

12

Подготовить стен. газеты

(кроссворды)  по ФК

 

Учителя ФК

до

10.02.20_

 

13

Подготовить  бланки заявок на участие в  практическом задании

1-9класс

Учителя ФК

до

30.04.20_

 

14

Подготовить бланки заявок на участие в теоретическом задании

8 – 9 класс

Учитель ОБЖ .

до

30.04.20_

 

15

Подготовить бланки протоколов по ФК

1-9

класс

Учителя ФК

до

30.04.20_

 
 

16

Провести мероприятие  с учащимися

1 классов

Учителя ФК

Май  20__

 

17

Провести мероприятие  с учащимися

2 классов

Учителя ФК

Май 20__

 

18

Провести мероприятие  с учащимися

3 классов

Учителя ФК

Май20__

 

 

 

 

Третий этап

19

Провести мероприятие с учащимися

4 классов

Учителя ФК

Май20__

 
 

 

20

Провести мероприятие с учащимися

5 классов

Учителя ФК

Май20__

 

 
 

21

Провести мероприятие с учащимися

6 классов

Учителя ФК

Май20__

 
 

22

Провести мероприятие с учащимися

7 классов

Учителя ФК

Май20__

 
 

 

23

Провести мероприятие с учащимися

8 классов

     Учителя ФК

 

Май20__

 
 
 

 

24

Провести мероприятие с учащимися

9 классов

    Учителя ФК

 

Май20__

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация   мероприятия,  предусмотренной  программой  позволит:  

- отработать организационную модель проведения совместных  уроков   и мероприятий по ФК;

- отработать организационную  модель урока и внеурочных занятий и мероприятий на основе данных мониторинга здоровья детей  и обеспечение адекватного состоянию   здоровью каждого ребёнка двигательной активности;

- улучшить физическое состояние детей и подростков;

- сформировать состояние успешности личности каждого ребёнка через двигательную  деятельность;

-   проверить  знания, умения и навыки в области содержания понятий  «ФК»;

- создать позитивное отношение к ценностям физической культуры, спорта, здорового образа жизни, основы жизни деятельности и  безопасности.   

 

 

 

 

 

                                                                               

  ЛИТЕРАТУРА

1.     Кузнецов В. С., Колодницкий Т. А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. М: Владос, 2002

2.     Лях В. И. Развивая координационные способности. //ФК в школе, 88 №12

3.     Урок физической культуры в современной школе: Методические рекомендации. Вып. 1. М: Советский спорт, 2002

4.     В.И. Лях, Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон и др. Физическая культура: Учебник 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. М.: Просвещение, 2000г.

5.     В.И. Лях. «Мой друг физкультура». Учебник для учащихся 1-4 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение 1999 г.

6.     Ю.Д. Железняк, В.М. МинбулатовТеория и методика обучения предмету «Физическая культура». Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений. Академи 2004.

7.     А.П. Матвеев и А.Д. Новикова.  Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры.

8.     Ю.Д. Железняк., П.К. Петров, «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте». Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. Академия. 2002.

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;

9.      Ваши шансы избежать беды: учебное пособие / сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002;