Лютая Лариса Владимировна
МОУ Лицей№2 г.Саратов
Проектно-исследовательская деятельность программа спортивной направленности по физической культуре
(в рамках предметной недели)
«Будущие Олимпийцы»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных условиях состояние физического и духовно-нравственного здоровья детей стало одной из острейших проблем. Каждое следующее поколение обладает худшим потенциалом здоровья, чем предыдущее. По статистическим данный в последние годы отмечается устойчивое ухудшение здоровья детей. На сегодняшний день к одному из приоритетных направлений государственной политики отнесено здоровья населения в целом и особенно подрастающего поколения.
Задачи оздоровления детей решаются, прежде всего, в процессе обучения. Данная программа призвана помочь детям освоить навыки здорового образа жизни через различные формы двигательной активности и познаний. В основу программы положена идея оздоровления. Её вариативность позволит обеспечить ребёнку двигательную активность по собственному выбору, являющуюся наиболее эффективным средством оздоровления. Являясь участниками программы, дети и подростки на практике познают, что такое здоровый образ жизни. В целом реализация программы позволит не только обеспечить оптимальный уровень двигательной активности, но и сформировать сознательное отношение к физической культуре, как необходимому фактору способствующему сохранению и укреплению собственного здоровья.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Программа для школьников по физической культуре проводится для повышения престижа образовательной области «Физическая культура» популяризации в образовательных учреждениях целостного представления о физической культуре как важном факторе формирования всесторонней личности.
Основными задачами декадника являются:
- формирование у учащихся образовательных учреждений устойчивых мотивов и потребностей в постоянном физическом самосовершенствовании; потребности в соблюдении правил безопасности в повседневной жизни;
- расширение теоретических знаний и двигательного опыта физкультурно- спортивной деятельности, привитие практических умений организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой с развитой функциональной и социально-ориентированной направленностью;
- развитие черт личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера, в современных условиях жизни деятельности; необходимых моральных, физических и психологических качеств, для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
- пропаганда здорового образа жизни, профилактика и устранение вредных привычек;
- выявление и поощрение наиболее подготовленных школьников в спортивно-оборонной деятельности.
РУКОВОДСТВО
Общее руководство подготовкой и проведением декадника по физической культуре осуществляется учителями физической культуры.
УЧАСТНИКИ
В проектно-исследовательской деятельности участвуют учащиеся 1-4 классов, 5-7 классов, 8-9-х общеобразовательного учреждения.
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ
Проектно-исследовательская деятельность по физической культуре проводится март – апрель
СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРСНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Декадник школьников представляет собой проектно – исследовательскую деятельность конкурсном в виде испытаний учащихся начальной, основной и средней (полной) школы
Конкурсное испытание состоит из заданий: практического и теоретико-методического характера - для учащихся 8-9-классов.
Практическое задание заключается в выполнении упражнений базовой части примерной программы по физической культуре по разделам: гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол;
Теоретико-методическое задание заключается в ответах на тестовые вопросы. Тематика вопросов соответствует требованиям к уровню знаний выпускников основной и средней (полной) школы по образовательной области «Физическая культура»
Предлагаемые вопросы разработаны по разделам:
- «Основы и медицинских знаний и здорового образа жизни» - доврачебная помощь и формирования здорового образа жизни.
- «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях» - вопросы безопасности и защиты человека в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, вопросы организации гражданской обороны РФ и правовых основ защиты населения при СЧ.
- «Основы физической культуры» - соотношение понятий «культура» и «физическая культура»; смысл и взаимосвязь понятий «физическое развитие», «физическое воспитание», «физическая подготовка», «физическое совершенство»; история Игр Олимпиады и современного спортивного достижения.
- «Специфическая направленность физического воспитания» - физические упражнения как средства физического воспитания, их содержание и техника; использование естественных сил природы и гигиенических факторов в физическом воспитании.
- «Основы теории и методики воспитания физических качеств» - общая характеристика физических качеств; способы оценки уровня развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, координированности и их разновидностей; регламентация нагрузки и отдыха как основа методики воспитания физических качеств; влияние нагрузки и ее компонентов на процессы адаптации; Методика воспитания основных физических качеств и их разновидностей.
- «Формы организации занятий в физическом воспитании» - взаимодействие эффектов отдельных занятий физическими упражнениями как основа непрерывности физического воспитания; разнообразие форм занятий; характерные черты урочных форм занятий; особенности содержания самодеятельных тренировочных занятий общеукрепляющей, обще-подготовительной и обще-развивающей направленности; особенности содержания утренней гигиенической гимнастики физкультурных минуток и пауз, соревнований.
- «Методика решения некоторых частных задач физического воспитания» - осанка и ее роль в процессе укрепления и сохранения здоровья; характерные признаки правильной осанки и методика ее формирования; общее представление о нормальном телосложении, возможности физического воспитания в процессе формирования желаемых параметров частей тела, методика увеличения мышечной массы; избыточная масса тела и ее влияние на состояние здоровья; причины, вызывающие тучность и ожирение; методика использования физических упражнений в процессе снижения избыточной массы тела.
- «Некоторые условия, способствующие решению задач физического воспитания» - здоровый образ жизни, режим дня, рациональное питание, закаливание, основы личной гигиены, профилактика травматизма.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Итоги проектно-исследовательской деятельности определяются раздельно для учащихся основной и средней (полной) школы.
Победители и призеры проектно-исследовательской деятельности по ФК определяются по сумме балов, полученных по результатам выполнения заданий.
При выполнении теоретико-методического задания место участника определяется сопоставлением количества правильных ответов всех участников.
В случае равенства количества правильных ответов у нескольких участников им начисляется количество баллов, являющиеся средним арифметическим от суммы занятых мест.
В общем зачете в декаднике по ФК определяются победитель, призеры.
При определении победителя в общем зачете в случае равных результатов у нескольких участников предпочтение отдается сумме баллов, набранных в теоретико-методическом задании. Если это не позволяет выявить победителя, призеров, то их места определяются в соответствии с результатом выполнения практических заданий по приоритету: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол.
СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК
Заявки на участие подаются не ранее, чем за 2 недели до начала декадника, подписанного классным руководителем.
НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Учащиеся, добившиеся высоких результатов и занявшие призовые места в Олимпиаде, награждаются грамотами
Класс |
Практическое задание по ФК |
Теоретико-методическое задание |
1 классы |
+ |
▬ |
2 классы |
+ |
▬ |
3 классы |
+ |
▬ |
4 классы |
+ |
▬ |
5 классы |
+ |
▬ |
6 классы |
+ |
▬ |
7 классы |
+ |
▬ |
8 классы |
+ |
+ |
9 классы |
+ |
+ |
Способы подготовки к данной программе
Первый этап
№ |
Задание |
Класс |
Ответственные |
Сроки |
1 |
Разработка тестовых заданий по физической культуре |
9 классы |
Учителя ФК |
до 01.02.20_ |
4 |
Разработка спортивного праздника |
1 классы |
Учителя ФК |
до 01.02.20_ |
5 |
Разработка спортивного праздника |
2 классы |
Учителя ФК. |
до 01.02.20_ |
6 |
Разработка спортивного праздника |
3 классы |
Учителя ФК. |
до 01.02.20_ |
7 |
Разработка спортивного праздника |
4 классы |
Учителя ФК |
до 01.02.20_ |
8 |
Разработка спортивного праздника |
5 классы |
Учителя ФК |
до 01.02.20_ |
9 |
Разработка спортивного праздника |
6 классы |
Учителя ФК. |
до 01.02.20_ |
10 |
Разработка спортивного праздника |
7 классы |
Учителя ФК |
до 01.02.20_ |
11 |
Разработка спортивного праздника |
8-9 классы |
Учителя ФК |
до 01.02.20_ |
Второй этап
12 |
Подготовить стен. газеты (кроссворды) по ФК |
|
Учителя ФК |
до 10.02.20_ |
|
13 |
Подготовить бланки заявок на участие в практическом задании |
1-9класс |
Учителя ФК |
до 30.04.20_ |
|
14 |
Подготовить бланки заявок на участие в теоретическом задании |
8 – 9 класс |
Учитель ОБЖ . |
до 30.04.20_ |
|
15 |
Подготовить бланки протоколов по ФК |
1-9 класс |
Учителя ФК |
до 30.04.20_ |
|
16 |
Провести мероприятие с учащимися |
1 классов |
Учителя ФК |
Май 20__ |
|
17 |
Провести мероприятие с учащимися |
2 классов |
Учителя ФК |
Май 20__ |
|
18 |
Провести мероприятие с учащимися |
3 классов |
Учителя ФК |
Май20__ |
|
Третий этап
19 |
Провести мероприятие с учащимися |
4 классов |
Учителя ФК |
Май20__ |
|
20 |
Провести мероприятие с учащимися |
5 классов |
Учителя ФК |
Май20__
|
|
21 |
Провести мероприятие с учащимися |
6 классов |
Учителя ФК |
Май20__ |
|
22 |
Провести мероприятие с учащимися |
7 классов |
Учителя ФК |
Май20__ |
|
23 |
Провести мероприятие с учащимися |
8 классов |
Учителя ФК
|
Май20__ |
|
24 |
Провести мероприятие с учащимися |
9 классов |
Учителя ФК
|
Май20__ |
|
Реализация мероприятия, предусмотренной программой позволит:
- отработать организационную модель проведения совместных уроков и мероприятий по ФК;
- отработать организационную модель урока и внеурочных занятий и мероприятий на основе данных мониторинга здоровья детей и обеспечение адекватного состоянию здоровью каждого ребёнка двигательной активности;
- улучшить физическое состояние детей и подростков;
- сформировать состояние успешности личности каждого ребёнка через двигательную деятельность;
- проверить знания, умения и навыки в области содержания понятий «ФК»;
- создать позитивное отношение к ценностям физической культуры, спорта, здорового образа жизни, основы жизни деятельности и безопасности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузнецов В. С., Колодницкий Т. А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. М: Владос, 2002
2. Лях В. И. Развивая координационные способности. //ФК в школе, 88 №12
3. Урок физической культуры в современной школе: Методические рекомендации. Вып. 1. М: Советский спорт, 2002
4. В.И. Лях, Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон и др. Физическая культура: Учебник 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. М.: Просвещение, 2000г.
5. В.И. Лях. «Мой друг физкультура». Учебник для учащихся 1-4 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение 1999 г.
6. Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура». Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений. Академи 2004.
7. А.П. Матвеев и А.Д. Новикова. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры.
8. Ю.Д. Железняк., П.К. Петров, «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте». Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. Академия. 2002.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;
9. Ваши шансы избежать беды: учебное пособие / сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002;