ЯПроект - сетевое издание для педагогов и школьников      16+

Государственное бюджетное профессиональное образовательное     учреждение   Самарской области

«Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н.Носцовой»

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ОД 02.05. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

Специальность 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

по виду «Художественная роспись по дереву»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сызрань, 2017г.

ОДОБРЕН

Предметно-цикловой комиссией «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

 

 

Протокол № ____от «__» _________ 2017 г.

 

Разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования по специальности54.02.02«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

 

 

РАССМОТРЕН

Методическим советом коллежа.

Протокол № ____от «__» _________ 2017 г.

 

Председатель методического совета

___________________ Реброва Е.Г.

 

 

Председатель предметно- цикловой комиссии

 

___________________ Печенова Т.В.

 

Заместитель директора по учебно-производственной работе

 

___________________ Фирсова Г.А.

 

Составитель, преподаватель ГБПОУ СКИК

                                     Котлярова Анастасия Андреевна

 

 

 

Полхов-Майданская роспись

 

Полхов-Майда́нская ро́спись — производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и посёлке Вознесенское 

Нижегородской области. Токарные изделия мастеров этого промысла —матрёшкипасхальные яйца, грибы, солонкикубки, поставки — щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.

 

 

 

Особенности росписи Полхов-Майдан

С середины XIX века в селе Полх-Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая реализовывалась на ярмарках. С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.

Полховско-майданская игрушка или как ее называют сами мастера «тарарушка», появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан.

Изготовление Полхов-Майданской игрушки.

1. Сначалав игрушки вытачивают на токарных станках из липы или осины. Затем их покрывают жидким картофельным крахмалом, то есть шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером.

2. Затем черной тушью и ученической ручкой с пером N 11-13, которое в зависимости от  нажима делает линию разной толщины, по сухой поверхности рисуют («наводят») контур рисунка.

3. Далее контур будущего зора и расписывают анилиновыми красками: розовой, красной, зеленой, желтой, синей. Применяется также свободная кистевая роспись.

4. После этого игрушки покрывают бесцветным лаком. Применяя технику «лессировок» — наложение чистых красок слоями одна на другую, и используя сочетания контрастных цветов (красный — зеленый, желтый — синий и т.п.) художники добиваются особой яркости росписи.

Артель «Красная заря»

В 19281930 гг. в Полх-Майдане из отдельных мастеров складывается артель «Красная заря». В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приёмы местной росписи. Эти приёмы получили устоявшиеся местные названия: «цветы с обводкой» — цветочная роспись очерчена чётким чёрным контуром; «цветы без обводки» — рисунок выписывается по фону без линейного контура; приём «под масло» — роспись масляными или нитрокрасками по глухому цветному фону, «пестрение» — простейшая кистевая роспись мазками или точками.

В 1960 году артель преобразуется в Полх-Майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полх-Майдана деревне Крутец. Используя опыт, токарные формы и приёмы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрёшки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдаётся сюжетным мотивам.

В 1972 году в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создаётся производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приёмов декорировки изделий. С начала 1980-х гг. начинает широко применяться цветочная роспись по обожжённому паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

Сюжеты росписи.

Основные сюжеты узоров — изображения птиц и животных, а также цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе.

Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен:

·         Одна группа — детские игрушки: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки.

·         Другая группа изделий — традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, «поставки» — цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают  пасхальные яйца.

Особенностью промысла является гармоничное соседство кустарного производства игрушки с фабричным. Мастера-кустари работают всей семьей. Мужчины, в мастерских расположенных рядом с домом, вытачивают изделия, женщины расписывают их. Дети также принимают участие в работе, они учатся у родителей основам токарного дела и росписи. Среди игрушек-сувениров большое место занимает полховско-майданская матрешка и декоративная токарная скульптура на темы русских народных сказок и сельской жизни.

Выполнение росписи

Полхов — майданскую  роспись традиционно выполняют только анилиновыми красками, разведенными горячей водой температурой  70 – 80* С (6 — 8 г  краски на 1 л  воды). Для усиления яркости красок в раствор можно добавить несколько капель  спирта. Краски наносят в  определенном порядке: сначала, например, желтую, ее перекрывают алой и получают  ярко-красный цвет, если же перекрыть синей — получится ярко-зеленый цвет.  Расписанные изделия  сушат 8-12 часов при комнатной температуре, затем дважды лакируют лаком ПA -  231 или ПA — 283 с промежуточной и окончательной сушкой в течение 10-12  часов.

При современной технике выполнения росписи использую гуашь. Поверхность изделия  тщательно подготавливают, шлифуют, грунтуют и окончательно зачищают шкуркой.

Гуашевые краски  разводят 3 — 5%-ным раствором столярного клея. Наносят их мягкими беличьими или  колонковыми кисточками, фон пишут широкой щетинной кистью.

После росписи гуашью изделие  сушат 2 — 3 часа при комнатной температуре и лакируют нитролаками НЦ-221, НЦ-316.

 

 

 

 

 

Вложения:
Скачать этот файл (20170927_214231.jpg)20170927_214231.jpg6055 kB
Скачать этот файл (20170927_214501.jpg)20170927_214501.jpg3971 kB