ЯПроект - сетевое издание для педагогов и школьников      16+

Пояснительная записка.

                      Рабочая программа пол внеурочной деятельности «Географическое краеведение» рассчитана на 34 часа, предназначена для учащихся 8 класса.

                      В программе по географии для средней общеобразовательной школы большое место уделяется изучению родного края. Этот материал дает большие возможности для воспитания чувства патриотизма, стремления сохранить и приумножить богатства окружающей природы. Программа и методика преподавания географии в школе требуют систематически использовать краеведческий материал на уроках, активно изучать местную природу, проводить мероприятия по её преобразованию и рациональному хозяйственному использованию, знакомить школьников с развитием важнейших отраслей хозяйства на территории родного края, промышленности и сельскохозяйственными предприятиями.

                      Главная цель курса «Географическое краеведение» - углубить и систематизировать знания о природных условиях и ресурсах своего края с целью понимания учащимися закономерностей между природной средой и хозяйственной деятельностью человека.

Задачи:

  1. Организация деятельности учащихся по использованию основных методов научного исследования географических явлений – полевых или экспедиционных, статистических, картографических.
  2. Обеспечение закрепления знаний о закономерностях развития геокомплексов природы.
  3. Организация деятельности учащихся по изучению нового для них раздела географической науки – ландшафтоведения.
  4. Способствовать формированию умений, необходимых для решения конкретных практических задач курса: читать и составлять тематические карты, проекты, коллекции, строить климатические диаграммы, работать со статистическим материалом.
  5. Создание условий для развития у школьников навыков исследовательской и самостоятельной работы.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения и навыки:

- проводить полевые исследования, фиксировать результаты исследования и делать их анализ;

- выполнять картографические измерения; представлять результаты измерений в виде картосхем;

- делать выводы;

- обсуждать результаты исследования;

- работать с дополнительной литературой, делать её анализ.

 

В работе с данным содержанием использую следующие виды деятельности:

- устные сообщения учащихся;

- составление диаграмм, картосхем, проектов;

- подготовка презентаций;

- проведение наблюдения за географическими явлениями и их изменениями в результате антропогенных воздействий;

- поиск географической информации на местности из разных источников.

 

Материал программы способствует развитию наблюдательности и интереса к самостоятельным исследованиям, воспитывает у школьников стремление непрерывно совершенствовать свои знания, самостоятельно пополнять их и применять на практике. Изучение природных условий и ресурсов своей местности, являющееся важным фактором нравственного воспитания, поможет школьникам понять диалектическую связь между природной средой и хозяйством.

Учебно-тематический план.

 

№ п\п

Наименование разделов и тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекций

практич.

семинар.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Общий обзор

4

2

1

1

 

1.

Введение

 

 

1

 

 

 

2.

Географическое положение

 

1

 

 

 

3.

Практическая работа № 1.

Оценка физико-географического и экономического положения по картам и типовому плану.

 

 

1

 

Результаты выполнения практической работы

4.

Географы-исследователи.

Симбиряне - путешественники.

 

 

 

1

доклады

1. Природа Ульяновской области: геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые.

7

2

5

-

 

5.

Общая характеристика природы Ульяновской области

 

 

 

1

 

6.

Геологическое строение

 

1

 

 

 

7.

Полезные ископаемые и минеральные ресурсы

 

1

 

 

 

8.

Рельеф и промышленные ландшафты.

Практическая работа № 2.

1. Описание геологического обнажения.

2. Обозначение на контурной карте карьерно - отвальных комплексов и месторождений полезных ископаемых.

 

 

1

 

Результаты выполнения практической работы

9.

Рельеф.

Практическая работа № 3.

Характеристика рельефа по карте и типовым планам.

 

 

1

 

Результаты выполнения практической работы

10.

Рельеф и полезные ископаемые.

Практикум – творческая работа.

1. Составление коллекции полезных ископаемых.

2. Составление проекта рекультивации карьерно-отвального комплекса.

 

 

1

 

Отчет по составлению коллекции. Результаты проекта.

11.

Геологическое строение,

рельеф и полезные ископаемые.

Практическая работа № 4.

Установление связей между геологическим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми.

 

 

 

 

1

 

Результаты выполнения практической работы

2. Климат

5

1

4

-

 

12.

Климатообразующие факторы

 

1

 

 

 

13.

Климат.

Практическая работа № 5.

Характеристика климата по сезонам года.

 

 

1

 

Результаты выполнения практической работы

14.

Климат.

Практическая работа № 6.

1. Характеристика климата по типовым картам.

2. Составление климатических диаграмм.

 

 

1

 

Результаты выполнения практической работы.

Климатическая диаграмма.

15.

Агроклиматические ресурсы.

Практическая работа № 7

Хозяйственная и рекреационная оценка климата местности.

 

 

1

 

Творческие работы учащихся.

16.

Экскурсия-практикум:

Экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска».

 

 

1

 

Отчет по экскурсии

3. Внутренние воды.

6

-

3

3

 

17.

Виды внутренних вод. Поверхностные воды, их питание и режим. Хозяйственное использование.

Практическая работа № 8.

Обозначение на контурной карте водных объектов.

 

 

1

 

Результаты выполнения практической работы: картосхема

 

18.

Практическая работа № 9.

Характеристика реки по типовому плану и картам.

 

 

1

 

Результаты исследования.

19.

Озера Ульяновской области и их происхождение. Пруды и водохранилища.

 

 

1

 

Реферат, презентация. Участие в семенаре.

20.

Родники, целебные источники.

 

 

 

1

Реферат, презентация. Участие в семенаре.

21.

Охрана внутренних вод

 

 

 

1

Результаты исследования. Составление проекта.

22.

Контрольное тестирование по теме «Климат, внутренние воды»

 

 

 

 

 

4. Почвы

2

-

2

-

 

23.

Почвенный покров.

Характеристика основных типов почв

 

 

 

1

 

24

Земельные ресурсы. Эрозиционные процессы.

1

 

 

 

 

5. Природные комплексы.

10

3

5

2

 

25.

Природные комплексы Ульяновской области.

Практикум.

Характеристика природных комплексов

 

 

1

 

Результаты выполнения практической работы.

 

26.

Растительный мир Ульяновской области. Типичные представители

 

1

 

 

 

27.

Антропогенные лесные ландшафты.

Практикум.

1. Обозначение на контурной карте типов лесных антропогенных ландшафтов.

2. Составление описания лесного антропогенного ландшафта.

 

 

1

 

Результаты исследования

28.

Сельскохозяйственные ландшафты

 

1

 

 

 

29.

Полевой и садовый типы сельскохозяйственных ландшафтов.

Практикум.

1. Обозначение на контурной карте типов сельскохозяйственного ландшафта.

2. Составление описания полевого и садового сельскохозяйственных ландшафтов.

 

 

1

 

Результаты выполнения практической работы.

 

30.

Лугово-пастбищный тип сельскохозяйственного ландшафта.

Практикум.

1. Составление описания лугово-пастбищного типа сельскохозяйственного ландшафта

 

 

1

 

Результаты исследования

31.

Животный мир Ульяновской области. Типичные представители

 

1

 

 

 

32.

Особо охраняемые природные территории Ульяновской области

 

 

 

1

Участие в семинаре

33.

Памятники природы Чердаклинского района.

Практикум.

Составление паспорта-описания памятника природы

 

 

 

1

Результаты исследования.

 

34.

Обобщающее повторение.

Конференция: «Край, в котором я живу»

 

 

 

1

Участие в конференции


Тематическое планирование

 

№ п\п

Дата

Тема урока

Практическая работа

Номенклатура

Требования к уровню подготовки учащихся

Оборудо-вание

Домаш-нее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

ОБЩИЙ ОБЗОР. 4 ЧАСА.

1.

 

Введение

 

 

 

Физ.карта Ульяновской области

 

2.

 

Географическое положение

 

Самарская обл., Пензенская обл., Саратовская обл., Мордовия, Чувашия, Татарстан

Знать площадь, территорию, координаты крайних точек, особенности ФГП  обл., основные источники знаний о своем крае

Физ.карта Ульяновской области, глобус.

§1

3.

 

Физико-географическое и экономическое положение

Пр.р. № 1.

Оценка физико-географического и экономического положения по картам и типовому плану

 

Уметь определять по картам ФГП и ЭГП территории области, определять размеры, протяженность территории; определять координаты крайних точек; работать с различными источниками географических знаний. Определять расстояние по карте от Ульяновска до Москвы.

Контурные карты.

§1

4.

 

Географы исследователи.

Симбиряне - путешественники.

 

 

Знать географов-исследователей своего края (Языков П.М., братья Беляевы, Завалишин Д.И., Пушкарев И., Гончаров И.А., Богданов М.Н., Воейков А.И., Бутурлин С.А., Тулаков Н.М., Кавральский В.В., Чебоксаров Н.Н., Орлов Ю.А., Путилов А.Н., Бадигин К.С., Громов Л.В., Трешников А.Ф.

 

§1

( часть 2)

1. ПРИРОДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ, ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ . 7 ЧАСОВ.

5.

 

Общая характеристика природы Ульяновской области

 

Природа

 

 

 

6.

 

Геологическое строение

 

Ср.Поволжье, Волго-Уральская структура, Мелекесская впадина, Токмовский свод, Ульяновско-Саратовский прогиб.

Платформа, тектоника, синеклиза, антиклиза, прогиб, впадина, свод, Зависимость рельефа территории области от геологического строения и действия внешних процессов.

Геологичес-кая карта России и Ульяновской области

§2

7.

 

Полезные ископаемые и минеральные ресурсы

 

Сурская шишка,»Ундровские», «Кременские» горы, Шиловская шишка, гора Вотлама, «Белые горы», Приволжская возвышенность, Заволжская низменность.

Полезные ископаемые.

Горючие сланцы – Ундоровское, Захаровское, Репьёвское.

Торф – Брехово Болото (Ишеевка), Чердаклинский р-н, Мелекесский р-н, Барышский р-н, с.Бутырое.

Диатомиты – Инзенское м\р, Барышское м\р, Забалуйское м\р, Гранное ухо, Лысуха, Шарловское м\р.

Глины – Карсунский р-н,, (с.Сухой Карсун), Ульяновский р-н (с.Кротовка), Цильнинский р-н Горшиха, с.Б.Нагаткино, Сенгилеевский р-н.

Песок – Лукъяночное м\р, Теренгульсикй р-н: Ташлинское м\р, Новоспасское м\р, Рокотушское м\р, Красно-Гуляйское м\р, Кучуры, с.Артюшкино, Скугареевское м\р, Баратаевское, Кузоватовское м\р.

Нефть и газ: Мелекесский р-н: Филипповское м\р, Зимницкое м\р, Вишенки, Николаевский р-н: Барановское м\р, Голодяевское м\р, Новоспасский р-н.

Мел – Теренгульский, Майнский, Карсунский, Вешкаймский, Сурский р-ны, Солдатско-Ташлинское м\р

 

 

§3

8.

 

Рельеф и промышленные ландшафты

Пр.р. № 2

1. Описание геологического обнажения.

2. Обозначение на контурной карте карьерно-отвальных комплексов и месторождений полезных ископаемых.

Определение по картам основных форм поверхности рельефа

Физ.карта Ульяновской области

§3

9.

 

Рельеф

Пр.р. № 3

Характеристика рельефа по карте и типовым планам.

Основные закономерности размещения полезных ископаемых. Уметь установить зависимость между рельефом, геологическим строением и размещением полезных ископаемых с помощью тематических карт.

Физ.карта Ульяновской области

§4

10.

 

Рельеф и полезные ископаемые

Практикум - творческая работа.

1. Оставление коллекции полезных ископаемых.

2. Составление проекта рекультивации карьерно-отвального комплекса.

 

 

 

 

 

11

 

Установление связей между геологическим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Пр.р. № 4.

Установление связей между геологическим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми.

 

 

 

 

2. КЛИМАТ. 5 ЧАСОВ

12.

 

Климатообразующие факторы

 

 

Знать факторы, формирующие климат области

Климатическая карта России

§5

13.

 

Климат

Пр.р. № 5.

Характеристика климата по сезонам года.

 

Влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Уметь давать характеристику сезонам года.

Климатичес-кая карта России, диаграммы, календарь погоды

§5

14.

 

Климат

Пр.р. № 6.

1. Характеристика климата по типовым планам.

2. Составление климатических диаграмм.

 

Составлять климатические диаграммы. Определять по климатической карте, графикам и диаграммам основные черты климата

Климатичес-кая карта России, календарь погоды

§5

15.

 

Агроклиматические ресурсы

Пр.р. № 7.

Хозяйственная и рекреационная оценка климата местности.

 

Знать понятия природных или климатических явлений: заморозки, туман, гололёд. Оценивать агроклиматические ресурсы для прогнозирования или рационального использования. Меры борьбы с загрязнением атмосферы.

Климатичес-кая карта Ульяновской области

§6

16.

 

Экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска.

Экскурсия – практикум

Экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска.

 

 

 

 

3. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ. 6 ЧАСОВ.

17.

 

Виды внутренних вод. Поверхностные воды, их питание и режим. Хозяйственное использование.

Пр.р. № 8.

Обозначение на контурной карте водных объектов.

Р.Свияга, Волга, Барыш, Б.Черемшан, Сура, Сызрань, оз. Белое, Белолебяжье, Юловский пруд (озёра и реки своего поселка, района)

Особенности речных систем, зависимость их от рельефа и климата

Физ.карта Ульяновской области

§7

18.

 

Характеристика реки по типовому плану и картам

Пр.р. № 9.

Характеристика реки по типовому плану и картам

Р.Свияга, Волга, Барыш, Б.Черемшан, Сура, Сызрань, (реки своего поселка, района)

Особенности речных систем, зависимость их от рельефа и климата

 

§7

19.

 

Озера Ульяновской области и их происхождение. Пруды и водохранилища

 

оз. Белое, Белолебяжье, Юловский пруд (озёра своего поселка и района)

Уметь работать с дополнительной литературой и материалами интернета

 

§7

20.

 

Родники, целебные источники

 

 

Уметь работать с дополнительной литературой и материалами интернета

 

 

21.

 

Охрана внутренних вод

 

 

Воздействие хозяйственной деятельности людей на водные ресурсы. Меры по охране водных ресурсов. Оценивать водные ресурсы для прогнозирования рационального природопользования

 

Повто-рить

§4-7

4.ПОЧВЫ. 2 ЧАСА.

22.

 

Почвенный покров. Характеристика основных типов почв.

Практикум.

Характеристика основных типов почв.

Основные типы почв: чернозёмы, серые лесные дерново-карбонатные,

дерново-подзолистые, пойменные, аллювиальные

Размещение почв. Оценивать земельные ресурсы для прогнозирования рационального природопользования

Почвенная карта России, Ульяновской области, образцы почв.

§8

23.

 

Земельные ресурсы. Эрозиционные процессы.

Творческая работа.

Составление и защита проекта по повышению плодородия и улучшению использования почв своей местности.

 

Меры по охране

 

§9

5. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ. 5 ЧАСОВ

24.

 

Природные комплексы Ульяновской области

Практикум.

Характеристика природных комплексов.

 

Знать и выполнять правила поведения в природе.

Физ.карта Ульяновской области

 

25.

 

Растительный мир Ульяновской области. Типичные представители

 

 

Знать типичных представителей растительного мира.

Физ.карта Ульяновской области Гербарий растений, картины растительно-го мира.

§10

26.

 

Антропогенные лесные ландшафты

Практикум.

1. Обозначение на контурной карте типов лесных антропогенных ландшафтов.

2. Составление описания лесного антропогенного ландшафта.

 

Уметь определять условно естественные; вторичные или производные; лесокультурные антропогенные лесные ландшафты.

Знать и применять методику изучения антропогенных лесных ландшафтов.

Физ.карта Ульяновской области

 

27.

 

 

Сельскохозяйствен-ные ландшафты

 

 

Особенности полевого, садового, лугово-пастбищного типов сельскохозяйственных ландшафтов.

Физ.карта Ульяновской области

§13

28.

 

Полевой и садовый типы сельскохозяйствен-ных ландшафтов.

Практикум.

1. Обозначение на контурной карте типов сельскохозяйственных ландшафтов.

2. Составление описания полевого и садового сельскохозяйственных ландшафтов.

 

 

Физ.карта Ульяновской области

§13

29.

 

Лугово-пастбищный тип сельскохозяйствен-ного ландшафта

Практикум.

Составление описания

лугово-пастбищнго типа сельскохозяйственного ландшафта

 

Уметь составлять описания лугово-пастбищнго типа сельскохозяйственного ландшафта с помощью метода полевого описания

Физ.карта Ульяновской области

§13

30.

 

Животный мир Ульяновской области.

Типичные представители.

 

 

Знать типичных представителей животного мира.

Физ.карта Ульяновской области, картины животного мира

§11

31.

 

Особо охраняемые природные территории Ульяновской области

 

 

 

Физ.карта Ульяновской области

§12

32.

 

Памятники природы

Чердаклинского района

Экскурсия-практикум.

Составление паспорта-описания памятника природы

 

Уметь составлять паспорт-описание памятника природы.

Физ.карта Ульяновской области

 

33.

 

Экологическое состояние компонентов природы Ульяновской области

 

Экология, Красная книга Ульяновской области, окружающая среда

Уметь определять экологическое состояние местности по различным признакам.

Физ.карта Ульяновской области

§14

34.

 

Обобщающее повторение.

Конференция «Край, в котором я живу»

Выступление учащихся.

 

 

Выставка лучших практичес-ких работ, рефератов, контурных карт, презентация учащихся.