ЯПроект - сетевое издание для педагогов и школьников      16+

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Семья и семейные традиции»

 

 

 

 

Мордвинова Лидия Виссарионовна,

учитель чувашского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №1»

 г. Мариинский Посад

Чувашской Республики

 

 

 

 

 

 

г. Мариинский Посад, 2017 год

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение______________________________________________стр. 3

Подготовительный этап_________________________________ стр. 3

Ход мероприятия_______________________________________ стр. 4-5

Заключение____________________________________________ стр. 6

Литература____________________________________________ стр. 6

Приложения___________________________________________стр. 7-9

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка с использованием информационно-коммуникативных технологий и элементов групповой работы предназначена для классных руководителей, учителей культуры родного края, для начинающих преподавателей.

 В методической разработке раскрывается методика проведения внеклассного мероприятия в группах.

Методическая разработка составлена  учителем чувашского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1» г. Мариинский Посад Чувашской Республики Л.В. Мордвиновой.

 

 

Введение

Данное мероприятие предназначено для организации внеурочной деятельности по воспитанию уважительного отношения к родным и близким. Адресовано обучающимся 5-6 классов. Данный сценарий поможет учителям культуры родного края и классным руководителям сделать мероприятие запоминающимся и интересным. В заданиях учитываются познавательные  интересы школьников. Мероприятие  ориентировано на развитие стремления проявлять ответственность в семейных отношениях, на соблюдение добрых семейных и национальных  традиций, на сплочение классного коллектива. Ученики  будут выполнять разнообразные виды групповой работы. Данная разработка сопровождается презентацией.

 Цель данного занятия: углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых семейных и национальных  традиций, объединяющих родных и близких; воспитание семейной культуры и правильного отношения к традициям в семье.

Задачи:

-осознание ценности семейных отношений.

-раскрыть значение понятий «Родина», «семья», «семейные ценности»;

-развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;

-воспитывать уважительное отношение к родным и близким.

 

Методическая разработка состоит из основных разделов:

-подготовительный этап;

-структура классного часа;

-методика проведения мероприятия включает в себя описание каждого элемента занятия;

-заключение или рефлексия подводит итоги мероприятия.

Оборудование: компьютер; мультимедиа презентация «Семья и семейные традиции»; заранее заучивают стихотворения, карточки с заданиями и кластером, семейные фотографии и сочинения.

Подготовительный этап

Проведение классного часа в работе классного руководителя требует особенной подготовки. Нужно подготовить кабинет с оборудованиями. Разделить класс на группы.

Дать задания ученикам:

- поработать со словарем и узнать откуда пришли слова «Родина», «семья», «традиция»;

 -выучить стихи о семье;

-написать сочинения о семейных традициях;

-принести семейные фотографии.

 

Ход мероприятия

Учитель: Добрый день, всем, кто не равнодушен к дружным отношениям в семье. Сегодня мы поговорим с вами о семье, узнаем, что такое традиция, какие традиции есть у чувашского  народа. Ну, и конечно поговорим о семейных традициях.

– Я просила вас узнать, откуда пришло слово «Родина». Что вы узнали? (Выступления ребят) 

Учитель: В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой говорится, что слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством.

– А что для вас Родина? Ребята, что вы вспоминаете, когда слышите слово Родина? (Высказывания ребят) 

Учитель: Наша Родина-это во-первых Россия. И в России  живёт  много разных народов. У каждого народа свой язык, своя культура, своя религия, свои национальные традиции и обычаи. Все народы живут семьями дружно и мирно.

-Мы часто используем слово «семья». А что мы понимаем под этим словом? (Высказывания учащихся)
Учитель: В толковом словаре дано следующее определение семьи: «Семья – это группа живущих вместе близких родственников».

Слово семья можно разделить на два слова: СЕМЬ и Я. Значит, семья – это семеро таких же, как я. И правда все мы похожи на своих родителей или на бабушку с дедушкой. Почему именно семь? (Предположения детей).
Давайте перечислим самых близких членов семьи: я, мама, папа, бабушка, дедушка, бабушка, дедушка. Вот и получилось СЕМЬ и Я.

А все ли семьи одинаковы? (Высказывания ребят) 

Учитель: Итак, семьи все разные. А чем они отличаются?(Высказывания ребят) 
Верно. У каждой семьи свои привычки, обычаи, традиции. И у чувашского народа тоже есть свои традиции и обряды.

Обряды и праздники чувашей в прошлом были тесно связаны с их языческими религиозными  воззрениями и строго соответствовали хозяйственно-земледельческому календарю. Правда, современная молодежь уже не знает многие праздники, обычаи и традиции своего народа. Давайте мы вспомним некоторые  традиционные чувашские праздники.

Разделимся на три группы. Каждой группе раздаются карточки, где по фрагментам  картин надо отгадать традиционный чувашский  праздник, рассказать  вкратце  про это торжество (приложение № 1).

(Ребята делятся и работают группами.  Через мультимедийный проектор показываются картины и тексты о праздниках).

- Акатуй - этот праздник, объединяющий ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старину Акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы. Завершался после окончания сева яровых культур. Название Акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. В прошлом Акатуй имел исключительно религиозный  характер и сопровождался коллективным молением. Со временем, с крещением чувашей, он превратился в общинный праздник с конными скачками, борьбой, молодежными играми.

ăнкун - праздник встречи весеннего нового года по древнему календарю. Название мăнкун переводится как «великий день». По древнечувашскому календарю мăнкун отмечался в дни весеннего солнцеворота. Чуваши начинали мăнкун в среду и праздновали целую неделю. В день наступления мăнкун рано утром дети выбегала встречать солнце на лужайку в восточной стороне от деревни. По представлениям чувашей, в этот день солнце восходит пританцовывая, торжественно и радостно.

-Çăварни праздник, знаменовавший наступление весенних сил в природе. Чтобы ускорить движение солнца и приход весны, на празднике было принято печь блины, кататься на санях вокруг деревни по ходу солнца. Потом наступал праздник почитания солнца çăварни. Пекли блины, устраивали катания на лошадях. В завершении масленичной недели сжигали чучело «çăварни».

Учитель: В каждой семье свои традиции. И вам, ребята, надо было принести семейные  фотографии и написать сочинение о семейных традициях.(Ученики читают собственные сочинения)( Приложение №2).

Учитель: Да, в каждой семье есть какие-либо свои семейные традиции. Сегодня на наш классный час мы пригласили наших бабушек и дедушек. Они  расскажут нам, какие ценности являются самыми главными в их семье (Выступления бабушек и дедушек).

Учитель: Спасибо нашим гостям за интересные и поучительные рассказы. Мы с вами послушали много интересных историй о семье, о семейных традициях, о любви, о содружестве, о спокойствии, о понимании и терпении.

Следующее задание такое. Вспомните семейные ценности, какие есть в вашей семье, и заполните кластер. (Приложение №3)(Выносим кластеры на доску и защищаем по группам)

Учитель: Мы нашли так много хороших светлых слов о семье: и существительных, и прилагательных, и глаголов. И в конце хочется послушать красивые стихи о семье и поблагодарить наших гостей.

Ученик 1.

Хвала тебе, Чувашия, мой дом!
И имя, и язык твой — сердцу свято.
Дубравами и хмелем, и трудом,
И песнями, и вышивкой богата.
Жива в узорах древних нити сила,
Связавшая народы в их судьбе, —
Ты будешь жить во мне, моя Россия
Пока живет Чувашия в тебе.

Ученик 2.

 Семья – это дети, 
И пусть на планете, 
И в памяти сердца, и в детских очах, 
Всегда остается 
Доброе солнце, 
Светлая нежность – семейный очаг. 
Здесь дети играют, 
Тепло и уют. 
Здесь в жизнь провожают, 
Но прежде – дают.

Ученик 3.

Я горжусь своей семьей
Вместе мы всегда во всем!
Дар волшебный – дружба
В семье моей не служба.
И в радости, и в горе,
На празднике и в поле
Мы всегда все вместе
Взрослые и дети.
Так вот дружно мы живём
В гости вас к себе зовём!

Подведение итогов.Рефлексия.

Сегодня наш разговор был посвящён семье и семейным традициям, чувашским традициям и обрядам. В течении всего час мы были одной семьей.

- Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?

- Вам было интересно работать в группах?

- Что на свете всего дороже? (Отвечают дети)

 

 

Литература

1.Родной край:Учебное пособие для 5 кл.-Чебоксары:Чуваш.кн.изд-во,2005.- 96с.

2.Родной край.Материальная и духовная культура чувашского народа XVI-XIX вв.: Учебное пособие для 6-7кл.-Чебоксары:Чуваш.кн.изд-во,2009.- 240 с.

3.http://www.uchportal.ru/load/192-1-0-1407

 

4.http://m.nsportal.ru/kultura/narodnaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2015/11/11/obryadyobychai-i-prazdniki-chuvashey