ЯПроект - сетевое издание для педагогов и школьников      16+

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

 « Курганинский аграрно-технологический техникум»

 

 

 

 

« Военно-патриотическое воспитание  в системе образовательного процесса и  во внеклассных мероприятиях»

 

 

               Подготовила:

                 Питчук С.И.,

 преподаватель первой категории

истории и кубановедения

ГАПОУ КК « КАТТ»

 

                 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

 

 

 

                                 г. Курганинск, п.Красное Поле, 2017 год


 

 

Сведения об авторе:

Питчук Светлана Ивановна,

РФ, Краснодарский край, город Курганинск

Место работы:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края» Курганинский аграрно-технологический техникум»

Занимаемая должность:

Преподаватель истории и кубановедения.

Аннотация статьи

« Военно-патриотическое воспитание в системе образовательного процесса и во внеклассных мероприятиях»:

(Статья для Методического объединения преподавателей общеобразовательных дисциплин.)

В своей статье автор рассматривает тенденции современного военно-патриотического воспитания в процессе обучения студентов « Курганинского аграрно-технологического техникума»,анализирует понятие «патриотизм», выделяет  значимость патриотического воспитания в наши дни,новые, современные подходы  к патриотическому воспитанию студентов через воспитание и образование, проводит анализ мероприятий учебного заведения, направленных на военно-патриотическое воспитание будущих специалистов. Данная статья  посвящена проблеме формирования военно-патриотического воспитания   молодежи в силе ее потенциальной значимости в социуме, рассматривается вопрос воспитания патриотизма как  значимой и сложной задачи, требующей ответственного отношения и высококвалифицированной работы всего коллектива учебного заведения.

 

« Военно-патриотическое воспитание  в системе образовательного процесса и  во внеклассных мероприятиях»

 

В системе духовных ценностей общества всегда, во все времена,  особое место занимал патриотизм. Патриотизм является синтезом духовно нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств  личности, которые   проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие  традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли.

С распадом Советского Союза пала и система патриотического воспитания в России, равной которой не было  ни в одной стране. Прошло более 20 лет до того момента как представители власти осознали необходимость возведения новой системы такого воспитания. За эти годы только у отдельных представителей молодого поколения сохранились представления о патриотизме и любви к своей Родине.

Веяние моды зарубежных стран координально сломало понятие и само чувство патриотизма у нашей подрастающей молодежи. Уже  после первого десятилетия мало кто вспоминал и, тем более, знал подвиги  молодых героев великой отечественной войны, с трудом вспоминали имена Александра Матросова, Зои Космодемьянской.  Верстая страницы истории нашей  великой державы,  учитель видит  и чувствует потерю интереса молодого поколения  к  прошлым подвигам и героическим страницам наших отцов, братьев и сестер.

Молодежь двадцать  первого века все больше и больше  направляет свои взоры на страны дальнего зарубежья,  Мода, музыка зарубежных стран, желание говорить на современном сленге  держав дальнего зарубежья, казалось,  все дальше и дальше отдаляло нашу молодежь  от духовного состояния любви своей  великой Родины, гордости за свой народ, за его успехи, желание сделать для своего народа великое и важное.

Результатом утраты связи  между системой патриотического воспитания  и всем воспитательным процессом стал глобальный рост преступности у молодежи нового поколения, развитие тяжелых заболеваний, повышение смертности среди подростков, неуважение и полное непонимание старших, а это значит- отсутствие уверенности в завтрашнем дне, упадничество всех ценностей нашей великой державы.

Государство почувствовало это во всех направлениях своего развития уже в  первое десятилетие. Все службы и организации забили  в колокола тревожный набат. Перспектива будущего нашей страны такими темпами была абсолютно удручающей. Необходимо было немедленно, коренным образом ломать систему воспитания подрастающего поколения, не возвращаясь полностью к прошлому, учитывая перспективы будущего и характер сегодняшнего времени, вносить коррективы во весь воспитательный процесс.  А это значит - разработать и предложить молодежи новую систему всего воспитательного процесса. Учитывая интересы  молодого поколения,  выработать и притворить в жизнь целую  новаторскую, обновленную систему воспитания, которая будет направлена на укрепление добрых традиций нашего народа, систему, которая сможет воспитать будущее нашей страны грамотным и уверенным в завтрашнем дне, большим патриотом нашей родины, желающим и умеющим вершить новое, лучшее, родное.

В настоящее время  в нашей стране идет построение новой системы патриотического воспитания молодежи. Она уже вступила в действие на всей территории  великой российской державы. Организуются центры патриотического воспитания для молодежи, разнообразные конференции, конкурсы,  круглые столы, клубы по интересам, военно-патриотические игры и т.п. Основная цель такой обновленной системы воспитания- приоритет ценностей нашей молодежи, равные, партнерские отношения взрослых и подрастающего поколения, умение грамотно излагать свои мысли, отстаивать свои позиции и интересы.

Наиболее важно и  то, что  сегодня в нашем государстве стали готовить специалистов, которые занимаются исключительно гражданско-патриотическим воспитанием. Такой подход к этой проблеме связан с тем, что патриотизм – эта основа сильного государства, и воспитывать его в подрастающем поколении должны специально подготовленные специалисты.  Здесь нельзя допустить ошибок  или применить неправильную методику воспитания. Только грамотно, компетентно, на профессиональном уровне, согласно  требованиям времени сегодняшнего дня воспитывать завтрашнее  нашего государства.

Одним из важных явлений духовно-идеологической жизни России  является  процесс  становления патриотизма.    Воспитание патриотизма и гражданственности –  основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности  поколений. Становление личности сейчас происходит иначе,  чем 20-30 лет назад. Сегодня  многие молодые люди убеждены,  что есть отжившие ценности, ставшие  не престижными,  а иногда являющиеся  препятствием на их карьерном пути.  Особенно огорчает недостаток у современной молодёжи гражданских качеств созидательной энергии,  национальной гордости.  Поэтому так важно сегодня словом и примером донести до современного поколения жизненность и гордость  вечных ценностей.  Если  в эпоху новых технологий  нашему народу суждено возродится для новой жизни, построить гражданское общество, то необходимо пробудить у молодёжи творческую инициативу,  направленную на общую пользу.  Правильно заложенное зерно воспитательного процесса сегодня даст уверенный, хороший урожай в будущем. И это важно. Ничего нельзя упустить. Все должно быть комплексно и системно.

Приоритетным направлением является патриотическое воспитание подрастающего поколения – студентов и молодежи, причем, главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях. Именно педагогам  важно заложить фундамент крепкого будущего своим профессиональным воспитанием,  чувства патриотизма, огромной любви к своей родине и  семьи.

Претворяя в жизнь государственную программу роста  качественного патриотического воспитание, наше правительство сегодня уделяет немалое  внимание  и развитию православной культуры. И это  актуально. Ведь только  через веру, покаяние и  преклонение, через великую любовь  вершились победы и успех нашего народа. Благословение и смирение  помогали человеку оценить, услышать, понять и  совершить героический поступок. Только любовь и вера растили в сердце человека огромный патриотизм  к своему народу, всей державы, своему дому.  Сегодня вероисповедание российского народа многогранно и не имеет принуждение. Человек в праве сам принять решение в выборе веры, но ее присутствие  не возбраняется, так как направлено на духовное очищение, на рост прекрасных идей,   несет в себе  установку и направленность патриотического   развития  общества в целом. Сегодня, священнослужитель, отправляя в горячие точки наших солдат, благословляя его на победу, говорит о любви  к своей родине, о светлых помыслах и идеях во благо нашего общества.

Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике в области воспитательной деятельности  каждого учебного заведения.  Каждый преподаватель, не зависимо от предмета, вкладывает в тему урока знания и ответственность, любовь к  родине и своему народу.

Кабинеты истории и общественных дисциплин являются центром патриотической работы в  нашем  «Курганинском аграрно-технологическом техникуме».  Ежедневно обучающиеся, помимо знаний и толерантных коммуникативных навыков приобретают на уроках заряд духовности и нравственной чистоты. Знание истории своей малой Родины,  где родился, живешь и хочешь  жить,  формирует активную жизненную позицию человека –  гражданина патриота и мотивацию его поведения.     В техникуме уделяется   большое внимание историческому краеведению.  Мы убеждены,  что именно память формирует духовную крепость человека,  а значит   нашей Малой Родины.

Используются различные формы работы:

- уроки-экскурсии,

-  развита и поддерживается научно-исследовательская работа обучающихся,

- подготовка презентаций,

- научно – практические конференции,

- творческие встречи с земляками;

-диспуты «  Я голосую за веру и преданность!»;

-заседание клуба « Патриот».

Большое внимание и поддержка уделяется в нашей работе и волонтерскому движению среди ребят. Волонтерский клуб                               « Оптимист»-победитель программы разработки проектов « Я выбираю ответственность!»; « На Кубани чужих детей не бывает»;         « Память».  Главным центром   и мозговым штабом идей и творческих разработок в учебном заведении выступает студенческая  библиотека.

Мы уверены, что сохранение человеком своей этнической принадлежности является его родовой потребностью, поскольку помогает ему более четко определить свое место в современном мире,  жить в согласии с народами, живущими вместе с нами. Всю свою работу организовывает и направляет  так, чтобы ребята могли проявить наибольшую самостоятельность,  выражать свои идеи и желания  не только в массовых мероприятиях, но и в программах, разработанных самими ребятами. Ведь ничего так не выполняется в полном объеме и с большим энтузиазмом, как дело, придуманное и организованное самими ребятами.

Претворяя в жизнь программу военно-патриотического воспитания,  в методическом центре нашего учебного заведения во главе с преподавателями истории и литературы  проходят классные часы, открытые уроки,  совместные встречи  групп сразу нескольких профессий. Это помогает не только сплотиться нынешней молодежи, но и  ярче раскрыть свой потенциал  творческих способностей,  проявить интерес к определенной тематике, научиться слушать и слышать других,  Уметь говорить и делать правильные выводы.

Огромное внимание военно-патриотическому воспитанию в нашем учебном заведении уделяется и преподавателями физического воспитания.  И это не только на уроках, но и на  различных внеклассных мероприятиях. Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей обучающихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить их к регулярным тренировкам, подготовка обучающихся к соревновательной деятельности. Патриотическое воспитание - систематическая, целенаправленная работа по формированию высокого патриотического сознания, чувства гражданского долга, верности своему Отечеству. Воспитание патриотов страны, граждан демократического общества, уважающих права и свободы личности, воспитание любви и уважения к своей Родине, к ее законам и символам, воспитание будущих защитников Отечества является одной из важнейших задач воспитания подрастающего поколении.

Цель патриотического воспитания в « Курганинском аграрно-технологическом техникуме» - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, морали, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способными  проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Охватывает своим воздействием все поколения и все стороны жизни. Педагогический коллектив «Аграрно-технологического  техникума» ведут систематическую работу по формированию толерантного сознания обучающихся    во всех направлениях,  включая просветительское, патриотическое, социально-психологическое, трудовое, художественно- эстетическое воспитание.

В учебно-воспитательном процессе велика роль творческих мероприятий,  направленных на гражданско-патриотическое воспитание обучающихся. Наши ребята  достойно представили программу аграрно-технологического   техникума в Краевой студенческой  конференции: «Гражданский патриотизм среди молодежи 21 века».

Традиционными стали «Встречи поколений», посвященные Дню призывника, конкурсные программы «А ну-ка парни!»,  творческие выступления на площади города Курганинск имени Клары Лучко  в канун Великой Победы, благотворительные концерты в пансионате ветеранов войны и труда, тематические классные часы, «Уроки мужества». Искренняя гордость за свою малую родину,  неподдельное восхищение ее красотой читается в глазах будущих выпускников,  сварщиков,  мастеров,  поющих: «Земля моя,   я -  сын твоих берез!»

Красивым мероприятием , организованном преподавателями истории  нашего  учебного заведения завершился  в этом учебном году  месячник военно-патриотического воспитания. « Пока горит свеча» -так назвали ребята свое мероприятие, посвященное памяти Евгения Родионова, такого же молодого, девятнадцатилетнего парня, как наши ребята, отказавшегося  перед требованием  головорезов  снять с себя крест.  Он погиб, но его высокий патриотизм, неизменная любовь  к матери и своей родине  сделали его навечно живым. Женю помнят, чтят, гордятся  своими парнями и выражают полную уверенность в том, что, если потребуется защищать свое отечество, свой отчий дом, не задумываясь, каждый отправиться на  передовые рубежи. Это и есть патриотизм. Это и есть воспитание  глубокого чувства ответственности за свой народ, за будущее своей державы.

В подростковом возрасте предельно важным становится самоутверждение,  возникает потребность и способность понять себя как личность,  открыть собственную неповторимость и уникальность.  Только в этом случае можно говорить о психологической комфортности,   духовно-нравственном здоровье молодого человека.

Яркое тому подтверждение -  работа ребят по благоустройству и озеленению территории техникума и родного города Курганинска.

В краевом конкурсе  стал первым проект обучающихся  нашего учебного заведения « Земли не вечна благодать» Работая над эти интересным и очень значимым проектом ребята  еще глубже изучили историю Курганинского района, узнали про те нации и народности, которые столетиями , рука об руку, как братья, в мире и согласии живут на нашей земле.  Здесь же, в работе над проектом  наши студенты поднимали на уровне правительства Краснодарского края вопрос экологии земли кубанской. Поднимали, предлагая свои, обоснованные расчетами проекты очистительных сооружений.   « Мой чистый дом сегодня и завтра!»-так была обозначена работа ребят, которые  с патриотическим духом  к  своей земле и своему народу  работали над разрешением глобальных вопросов экологической революции в своем кубанском доме.  Именно такие, совместные мероприятия  изменяют внутреннее состояние души нашей молодежи, их отношение к родине, дому, своему народу.

«Военно-патриотическое воспитание молодежи» – сейчас это выражение полузабыто, хотя еще десять-двадцать лет тому назад оно было, что называется, на слуху: ежегодно проходили десятки конференций, где обсуждались проблемы подрастающего поколения, это выражение мелькало на страницах газет и журналов, его можно было услышать по радио и телевизору. И хотя те времена еще свежи в памяти среднего поколения, ныне о нем практически не вспоминают, и оно порой кажется анахронизмом, извлеченным из старых запасов памяти.

Но, удивительное дело, чем дальше в прошлое уходит время, тем все чаще возникает к нему интерес. На экраны страны выходит фильм «Ворошиловский стрелок», а подростки засыпают родителей вопросами, что такое пионерская организация, ГТО, ДОСААФ, скаут. И уже сегодня, пусть и в новых формах и названиях, но вновь возрождается  военно-патриотические идеи и помыслы у подрастающего поколения. Наша задача, уважаемые коллеги, поддержать ребят в добрых начинаниях, стать с ними рядом, помочь, своевременно оказать помощь и поддержку, своим активным участием и творческим подходом показать  молодым парням и девушкам  наше  участие в будущем России.

Мы выяснили, что патриотизм – высокоморальное чувство, важная часть ценностной структуры любого гражданина, поэтому направленное только лишь военно-патриотическое воспитание не даст должного результата. Формирование у студенческой молодежи социально значимых патриотических качеств и ценностных установок должно осуществляется через изучение гуманитарных дисциплин, их участие в деятельности общественных организаций патриотической и военно-патриотической направленности, а также в соответствующей деятельности различного рода молодежных движений, акций, инициатив, конкретных мероприятий и т.д. Патриотическое воспитание в  учебном заведении должно проводиться масштабно, затрагивая почти все сферы жизни молодых людей, будущих специалистов.

С 2006 года в России началось построение новой системы патриотического воспитания. За последующие годы были заложены его основы. В настоящее время система патриотического и гражданского воспитания развита достаточно хорошо. Государство и власть на местах всячески поддерживает и пропагандирует патриотическое воспитание современной молодежи. Была создана Концепция патриотического воспитания граждан РФ, государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Кроме того, создаются программы на региональном уровне.

Совокупность всех  названных мною направлений однозначно даст свои результаты. Но сегодня нельзя забывать и о том, что время неумолимо мчится вперед, принося с собой новые веяния, новые направления, а вместе с ними и новые  масштабные проблемы нашему обществу. Постоянное изучение  всех проблем, обновления программ и методик, которые сегодня дают положительный результат, умение  научить наших ребят мыслить  самостоятельно, правильно принимая решения и выбирая направления- в этом наша главная задача. В этом  мы видим и  свое предназначение,  и главный стержень всей системы военно-патриотического воспитания.

 

                      


 

Используемая литература:

 

1. Бондаренко, Владимир Пламенные реакционеры. Три лика русского патриотизма: моногр. / Владимир Бондаренко. - М.: Алгоритм2015. - 752 c.
2. Гуськов, Ю.В. Военно-патриотическое воспитание как фактор оптимизации отношений государства и гражданского общества / Ю.В. Гуськов. - М.: МПСИ, 
2014. - 311 c.
3. Зюганов, Г. А. Россия - родина моя. Идеология государственного патриотизма / Г.А. Зюганов. - М.: Информпечать
2015. - 336 c.
4. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. -     М.: Центр педагогического образования,
 2016. - 112 c.
5. Лутовинов, В. И. В патриотизме молодежи - будущее России / В.И.

6. Патриотизм - духовный стержень народов России. - М.: Экономическая литература, 2013. - 480 c.
7. Патриотизм - источник героизма, боевых и трудовых подвигов народа России. - М.: Бослен, 
2015. - 336 c.
8. Патриотизм - один из решающих факторов безопасности Российского государства. - М.: Институт российской истории РАН
2012. - 304 c.
9. Патриотизм и национализм как факторы российской истории (конец, 
2013)