ЯПроект - сетевое издание для педагогов и школьников      16+

Тихонова Юлия Александровна

педагог-психолог

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 94» г. Перми

г. Пермь, Пермский край

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

       Поведение детей – это одна из проблем, с которой родители и воспитатели обращаются к психологу.

       Умение управлять собой даётся дошкольникам с большим трудом. Дети в этом возрасте отличаются ситуативностью поведения, жёсткой зависимостью от воспринимаемых обстоятельств. Именно поэтому, а вовсе не из вредности и непослушания, дети, прекрасно понимая речь взрослых, не всегда понимают то, о чём их просят. Дело в том, что речь не сразу становится для них регулятором поведения. Начиная со старшего дошкольного и на всём протяжении младшего школьного возраста у ребёнка формируется опыт произвольного поведения. Данная особенность связана с тем, что начинает созревать третий блок головного мозга – блок произвольной регуляции: целеполагание, программирование и контроль реализации деятельности и социального поведения. Одни дети постепенно и легко накапливают опыт произвольного (управляемого самим ребёнком) поведения, другим детям приобретение такого опыта даётся с большим трудом.

       Универсальным  методом коррекции, который, с одной стороны,  мог бы использоваться воспитателями, специалистами и родителями дошкольников, а с другой стороны, быть привлекательным для малышей,  является игра, а точнее игры с правилами. Они хороши тем, что в них чётко прописаны требования к поведению детей. Ребёнок вынужден подчиниться этим требованиям, если он желает играть и не хочет разрушать игру (так он научается регулировать своё поведение на доступном двигательном уровне).

         Игры с правилами вписываются в контекст любой другой детской деятельности. Если их использовать целенаправленно, ожидая результат, рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций:

1.     Главная цель, стоящая перед взрослыми - освоить технологию двигательных игр с правилами, а цель для детей – научиться регулировать своё поведение на двигательном уровне с помощью подвижных игр.

2.     Акцент при коррекции неконструктивного поведения старших дошкольников сделан на использование подвижных игр с правилами. Выделяют два вида игр с правилами: подвижные игры и дидактические игры. Подвижные игры повышает активацию мозга, тренирует ловкость, координацию движений, развивают пространственные представления, способствует развитию саморегуляции.  Дидактические игры развивают восприятие, память, внимание, мышление и речь. Оба вида игр способствует развитию функции программирования, регуляции и контроля психической деятельности на доступном для дошкольника уровне.  Играть в дидактические (настольными) играми с правилами можно после освоения подвижных игр либо параллельно, используя аналогичную технологию.

3.     Не следует воздействовать одновременно на все дефицитные факторы. Вначале следует использовать игры, в которых исключается параллельная нагрузка на две или несколько дефицитных способностей.

       В основе данной технологии лежит нейропсихологический  подход. Он предполагает овладение ребёнком, в первую очередь, умением регулировать поведение  на уровне движений, а уже потом  - на уровне произвольного поведения. Таким образом, вначале целесообразно играть с ребёнком в двигательные игры с правилами (когда дошкольник осуществляет движение по словесной команде и оно должно быть определённым образом осмысленно, «перекодировано», на основании чего он даёт команду произвести действие),  а затем – в дидактические (настольные) игры.

1.     В играх с правилами необходимы подробные инструкции взрослого, подразумевающие постепенное формирование у ребёнка способности к построению собственной программы.

2.     Вначале игры правила озвучиваются взрослым и по – возможности, в кратком виде вывешиваются на доску, стену.

3.     На протяжении игры необходимо акцентировать внимание ребёнка, на правилах, и его возвращение при уходе от них.

4.     Игры с правилами следует подбирать от простых (одно правило), к сложным (3 - 4 правила). Обязательно приписывание ребёнку роли ведущего или лидера, что автоматически повышает его доминантность, а следовательно, уровень его произвольной регуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг

5.     В процессе проведения игр с правилами важна не столько содержательная оценка деятельности ребёнка, сколько эмоциональная. Важно менять формулировки похвалы в игре «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера», «Я вижу, что старался, а это самое главное».

6.     Система поощрения и наказания обязательна в каждой игре. Она  разрабатывается всей группой в самом начале игры или воспитывающим взрослым вместе с ребёнком, если он играет вместе с родителями. Наказанием может служить «правило трёх предупреждений» и выбывание на «скамейку запасных». В качестве поощрения могут служить разные призы, фишки, бонусы, которые заносятся на индивидуальный «Лист успеха» ребёнка, выбор музыки для сопровождения занятия, ведущей роли в игре и т.д.

7.     Для поддержания интереса ребёнка к уже знакомым играм важно придумать усложнения.

Для усложнения игр с правилами целесообразно:

1.     Подключить к игре действия, требующие от ребёнка большей внимательности, наблюдательности (н – р, прежде чем закрыть фишкой каждое нечётное число (или домашнее животное), необходимо подложить под фишку красный бумажный квадратик или заполнять одновременно не одну, а две клеточки; в двигательных играх с правилами - прежде чем пересесть на нужный стул, необходимо хлопнуть в ладоши или сказать: «Пока!»);

2.     Внести в игру дополнительные запреты (2 -3) и тем самым усилить элемент произвольности (например, запрещается переспрашивать ведущего, какую цифру он назвал, поднять руку, не называя цифры  или быстро показывать цифры, а не говорить);

3.     Ввести в уже известные традиционные игры элементы творческой активности – усложнить игру новыми правилами, придуманными самими детьми.

 

Сбой в игровом коррекционном процессе может произойти в тех случаях, если:

ü взрослый предоставляет участникам игр излишнюю свободу, ограничиваясь позицией наблюдателя.  На первых порах взрослый – ведущий, судья, рефери –  это обязательное условие;

ü взрослый излишне часто и жёстко вмешивается в ход игры, не давая ребёнку возможности самому направлять себя правилами или пресекает его попытки творчески изменить содержание игры;

ü несоблюдение детьми  ритуалов и временного регламента (желательно, чтобы время игр дозировалось, начало и окончание оповещалось звуковым сигналом – звонком, колокольчиком или песочными часами).

 

 

 

Особенности организации игровой сессии (занятия)

        Если игры использовать целенаправленно, ожидая результат, который предполагает умение ребёнка естественным образом регулировать своё поведение, рекомендуется придерживаться следующих правил:

1.     Каждая игровая сессия длится до 30 минут.

2.     Количество детей на занятии – до 8 человек.

3.     На каждой сессии обстановка, расположение оборудования, предметов должно быть неизменным.

4.     Структура каждой сессии должна быть постоянна, чётко повторяться и в схематическом виде (на карточках) вывешивается на доску. Таким образом,  дети учатся планировать деятельность и выполнять её поэтапно,  а также программировать своё поведение.

 

Структура игровой сессии

1.     Ритуал начала. Взрослый напоминает правила, которые следует соблюдать на занятии, сообщает о системе поощрений и наказаний, привлекает внимание детей к его структуре (схематические карточки). Наказанием может служить «правило трёх предупреждений» и выбывание на «скамейку запасных». В качестве поощрения могут служить разные призы, фишки, бонусы, которые заносятся на индивидуальный «Лист успеха» каждого ребёнка, выбор музыки для сопровождения занятия, ведущей роли в игре и т.д.

2.     Вводная часть (настрой на предстоящую работу, вовлечение детей в игровой процесс) - карточка «Рука».  Используются игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев, согласованного действия обеих рук, коммуникативные игры.

3.     Основная часть (развитие произвольного внимания и произвольного поведения через движение) – карточка «Глаз», карточка «Змея». Используются игры на развитие внимания и двигательные игры с правилами в следующей последовательности: разучивание новой игры, использование игры, в которую дети  могут играть с некоторой помощью взрослого и игра уже знакомая, по выбору дошкольников.

4.     Заключительная часть (стабилизация эмоционального состояния, перевод опыта, полученного на занятии в повседневную жизнь) – карточка «Шарик». Используются релаксационные, телесно – ориентированные  игры, дыхательные упражнения.

 

 

5.     Ритуал окончания занятия (эмоциональная оценка каждого ребёнка и заполнение индивидуального «Лист успеха» каждого) – карточка «Подарок».