Тихонова Юлия Александровна
педагог-психолог
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 94» г. Перми
г. Пермь, Пермский край
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Поведение детей – это одна из проблем, с которой родители и воспитатели обращаются к психологу.
Умение управлять собой даётся дошкольникам с большим трудом. Дети в этом возрасте отличаются ситуативностью поведения, жёсткой зависимостью от воспринимаемых обстоятельств. Именно поэтому, а вовсе не из вредности и непослушания, дети, прекрасно понимая речь взрослых, не всегда понимают то, о чём их просят. Дело в том, что речь не сразу становится для них регулятором поведения. Начиная со старшего дошкольного и на всём протяжении младшего школьного возраста у ребёнка формируется опыт произвольного поведения. Данная особенность связана с тем, что начинает созревать третий блок головного мозга – блок произвольной регуляции: целеполагание, программирование и контроль реализации деятельности и социального поведения. Одни дети постепенно и легко накапливают опыт произвольного (управляемого самим ребёнком) поведения, другим детям приобретение такого опыта даётся с большим трудом.
Универсальным методом коррекции, который, с одной стороны, мог бы использоваться воспитателями, специалистами и родителями дошкольников, а с другой стороны, быть привлекательным для малышей, является игра, а точнее игры с правилами. Они хороши тем, что в них чётко прописаны требования к поведению детей. Ребёнок вынужден подчиниться этим требованиям, если он желает играть и не хочет разрушать игру (так он научается регулировать своё поведение на доступном двигательном уровне).
Игры с правилами вписываются в контекст любой другой детской деятельности. Если их использовать целенаправленно, ожидая результат, рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций:
1. Главная цель, стоящая перед взрослыми - освоить технологию двигательных игр с правилами, а цель для детей – научиться регулировать своё поведение на двигательном уровне с помощью подвижных игр.
2. Акцент при коррекции неконструктивного поведения старших дошкольников сделан на использование подвижных игр с правилами. Выделяют два вида игр с правилами: подвижные игры и дидактические игры. Подвижные игры повышает активацию мозга, тренирует ловкость, координацию движений, развивают пространственные представления, способствует развитию саморегуляции. Дидактические игры развивают восприятие, память, внимание, мышление и речь. Оба вида игр способствует развитию функции программирования, регуляции и контроля психической деятельности на доступном для дошкольника уровне. Играть в дидактические (настольными) играми с правилами можно после освоения подвижных игр либо параллельно, используя аналогичную технологию.
3. Не следует воздействовать одновременно на все дефицитные факторы. Вначале следует использовать игры, в которых исключается параллельная нагрузка на две или несколько дефицитных способностей.
В основе данной технологии лежит нейропсихологический подход. Он предполагает овладение ребёнком, в первую очередь, умением регулировать поведение на уровне движений, а уже потом - на уровне произвольного поведения. Таким образом, вначале целесообразно играть с ребёнком в двигательные игры с правилами (когда дошкольник осуществляет движение по словесной команде и оно должно быть определённым образом осмысленно, «перекодировано», на основании чего он даёт команду произвести действие), а затем – в дидактические (настольные) игры.
1. В играх с правилами необходимы подробные инструкции взрослого, подразумевающие постепенное формирование у ребёнка способности к построению собственной программы.
2. Вначале игры правила озвучиваются взрослым и по – возможности, в кратком виде вывешиваются на доску, стену.
3. На протяжении игры необходимо акцентировать внимание ребёнка, на правилах, и его возвращение при уходе от них.
4. Игры с правилами следует подбирать от простых (одно правило), к сложным (3 - 4 правила). Обязательно приписывание ребёнку роли ведущего или лидера, что автоматически повышает его доминантность, а следовательно, уровень его произвольной регуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг
5. В процессе проведения игр с правилами важна не столько содержательная оценка деятельности ребёнка, сколько эмоциональная. Важно менять формулировки похвалы в игре «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера», «Я вижу, что старался, а это самое главное».
6. Система поощрения и наказания обязательна в каждой игре. Она разрабатывается всей группой в самом начале игры или воспитывающим взрослым вместе с ребёнком, если он играет вместе с родителями. Наказанием может служить «правило трёх предупреждений» и выбывание на «скамейку запасных». В качестве поощрения могут служить разные призы, фишки, бонусы, которые заносятся на индивидуальный «Лист успеха» ребёнка, выбор музыки для сопровождения занятия, ведущей роли в игре и т.д.
7. Для поддержания интереса ребёнка к уже знакомым играм важно придумать усложнения.
Для усложнения игр с правилами целесообразно:
1. Подключить к игре действия, требующие от ребёнка большей внимательности, наблюдательности (н – р, прежде чем закрыть фишкой каждое нечётное число (или домашнее животное), необходимо подложить под фишку красный бумажный квадратик или заполнять одновременно не одну, а две клеточки; в двигательных играх с правилами - прежде чем пересесть на нужный стул, необходимо хлопнуть в ладоши или сказать: «Пока!»);
2. Внести в игру дополнительные запреты (2 -3) и тем самым усилить элемент произвольности (например, запрещается переспрашивать ведущего, какую цифру он назвал, поднять руку, не называя цифры или быстро показывать цифры, а не говорить);
3. Ввести в уже известные традиционные игры элементы творческой активности – усложнить игру новыми правилами, придуманными самими детьми.
Сбой в игровом коррекционном процессе может произойти в тех случаях, если:
ü взрослый предоставляет участникам игр излишнюю свободу, ограничиваясь позицией наблюдателя. На первых порах взрослый – ведущий, судья, рефери – это обязательное условие;
ü взрослый излишне часто и жёстко вмешивается в ход игры, не давая ребёнку возможности самому направлять себя правилами или пресекает его попытки творчески изменить содержание игры;
ü несоблюдение детьми ритуалов и временного регламента (желательно, чтобы время игр дозировалось, начало и окончание оповещалось звуковым сигналом – звонком, колокольчиком или песочными часами).
Особенности организации игровой сессии (занятия)
Если игры использовать целенаправленно, ожидая результат, который предполагает умение ребёнка естественным образом регулировать своё поведение, рекомендуется придерживаться следующих правил:
1. Каждая игровая сессия длится до 30 минут.
2. Количество детей на занятии – до 8 человек.
3. На каждой сессии обстановка, расположение оборудования, предметов должно быть неизменным.
4. Структура каждой сессии должна быть постоянна, чётко повторяться и в схематическом виде (на карточках) вывешивается на доску. Таким образом, дети учатся планировать деятельность и выполнять её поэтапно, а также программировать своё поведение.
Структура игровой сессии
1. Ритуал начала. Взрослый напоминает правила, которые следует соблюдать на занятии, сообщает о системе поощрений и наказаний, привлекает внимание детей к его структуре (схематические карточки). Наказанием может служить «правило трёх предупреждений» и выбывание на «скамейку запасных». В качестве поощрения могут служить разные призы, фишки, бонусы, которые заносятся на индивидуальный «Лист успеха» каждого ребёнка, выбор музыки для сопровождения занятия, ведущей роли в игре и т.д.
2. Вводная часть (настрой на предстоящую работу, вовлечение детей в игровой процесс) - карточка «Рука». Используются игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев, согласованного действия обеих рук, коммуникативные игры.
3. Основная часть (развитие произвольного внимания и произвольного поведения через движение) – карточка «Глаз», карточка «Змея». Используются игры на развитие внимания и двигательные игры с правилами в следующей последовательности: разучивание новой игры, использование игры, в которую дети могут играть с некоторой помощью взрослого и игра уже знакомая, по выбору дошкольников.
4. Заключительная часть (стабилизация эмоционального состояния, перевод опыта, полученного на занятии в повседневную жизнь) – карточка «Шарик». Используются релаксационные, телесно – ориентированные игры, дыхательные упражнения.
5. Ритуал окончания занятия (эмоциональная оценка каждого ребёнка и заполнение индивидуального «Лист успеха» каждого) – карточка «Подарок».