ЯПроект - сетевое издание для педагогов и школьников      16+

Суслова Елена Владимировна

Зам. директора по социально-воспитательной работе

ГКУ СО  «Тольяттинский социальный приют «Дельфин»

Самарская область, г.о.Тольятти

 

 

Модель постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников ГКУ СО «Тольяттинский социальный приют «Дельфин»

 

Аннотация: Проблема постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из остро стоящих на сегодняшний день перед органами опеки и попечительства, приютом, учреждениями профессионального образования  городского округа Тольятти. Возникает необходимость создать и запустить на территории городского округа Тольятти механизмы постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений и воспитанников замещающих семей; модель постинтернатной адаптации, обеспечивающую успешную социализацию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

 

Реальная ситуация

Ежегодно из социального приюта выпускается около 130 воспитанников, и около 30 воспитанников замещающих семей начинают «взрослую жизнь».

Несмотря на то, что готовить к самостоятельной жизни воспитанников сиротских учреждений начинают еще задолго до выпуска: реализуются многочисленные программы по социализации, применяются инновационные технологии, методы и формы взаимодействия, проводится профориентационная работа, но по ряду объективных и субъективных причин, такая работа по социализации не дает должных результатов.

Это в какой-то мере касается и некоторых воспитанников приемных семей потому, что профориентационная работа проходит формально, без учета склонностей и возможностей ребенка. Это приводит к тому, что нередко ребенок из приемной семьи получает профессию, которая не соответствует его интересам и способностям.

Отсюда вытекает ряд проблем, которые условно можно разделить на 2 категории: психологические (повышенная тревожность и страхи, отсутствие доверия к миру людей, искаженное восприятие себя и окружающих, агрессия, перенос негативного семейного опыта и др.) и социальные затруднения (жилищно-бытовые, неумение устанавливать контакты и социально-значимые связи, несформированные социальные навыки и др.), т.е. те знания, которые сироты получили ранее (в плане их социализации), так  и остаются знаниями, они просто не умеют применить их на практике.

Еще одной проблемой, которую необходимо обозначить, является иждивенческое настроение, которое нередко возникают в основном у воспитанников детского дома.

К сожалению, есть и еще одна проблема - генетическая предрасположенность сирот, в том числе и к асоциальному поведению. Решить ее невозможно, но минимизировать последствия генетической предрасположенности, изменяя социальное окружение, среду общения и организуя воспитательное пространство, в наших силах.

Но проблема кроется не только в самих выпускниках. Так как процесс взаимодействия субъектов предполагает и вторую сторону - людей, организующих процессы, запускающих механизмы социализации, контролирующие все действия, то можно констатировать тот факт, что нет квалифицированных кадров, способных запустить модель социализации на территории городского округа Тольятти. Даже после прохождения курсовой подготовки повышения квалификации, отмечается формальный подход специалистов к выполнению поставленных задач, отсутствует и психологическая готовность кадрового состава, направленная на изменение реальной ситуации. Отсутствует понимание того, как запустить данную модель социализации, какие программы подобрать, как правильно организовать деятельность, как адаптировать опыт других территорий применительно к территории городского округа Тольятти и т.д.

Следующая грань проблемы - неготовность городских структур оказать действенную помощь и содействие выпускникам. Службы действуют разрозненно, нет комплексного подхода к решению возникших проблем у сирот, отсутствует последовательность и преемственность между сиротскими учреждениями, учреждениями профессионального образования и органами опеки. Чиновники часто «отфутболивают» сироту, пускают по «замкнутому кругу», не дают ему плана действий.

Анализ жизнеустройства выпускников после выхода из сиротского учреждения и окончания пребывания в приемной семье показывает, что 70 % сирот социализируются в жизни: из них 30% - активны, создают семьи, устраиваются на работу (т.е. могут справиться без посторонней помощи), 40 % имеют проблемы, пытаются разрешать их самостоятельно, либо с помощью, и, наконец, 30 % - те, кто опускаются на «дно общества»: становятся алкоголиками, наркоманами, нигде не работают, совершают правонарушения и т.д.

И все же главная проблема кроется в самом выпускнике, т.к. сколько бы усилий не прикладывалось из «вне» - создание советов и служб, реализация программ, подготовка кадров, готовность города, если у выпускника не будет сформирована активная жизненная позиция: принять, понять, усвоить, то все усилия – это напрасная трата времени.

Также необходимо отметить, что неуспех всех ранее реализованных программ, скорее всего связан с тем, что основывался на воздействии на личность сироты, а не на взаимодействии субъектов. (Нужно давать не готовую «рыбу», а удочку для рыбалки и научить как ею пользоваться).

Таким образом, у выпускников приютов, интернатных учреждений и воспитанников замещающих семей имеются психологические и социальные затруднения, отсутствует активная жизненная позиция.

Отсюда вытекает ключевая проблема - отсутствие механизмов постинтернатной адаптации выпускников приюта и воспитанников замещающих семей, направленной на преодоление психологических и социальных затруднений выпускников. 

В идеале – на территории городского округа Тольятти действует модель постинтернатной адаптации (идеальный механизм взаимодействия), участниками которой станут не только выпускники приюта, интернатных учреждений, но и воспитанники замещающих семей. Данный механизм - взаимодействие между выпускниками, воспитанниками, их законными представителями, службами города. Данная модель предполагает разную по содержанию деятельности простроенную работу на 3 условно разделенных основных этапах: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап объединяет участников – выпускников сиротских учреждений и воспитанников замещающих семей, которым предстоит закончить обучение в 9 классе и определиться с выбором профессии.  Содержание деятельности на данном этапе становится профориентационная работа, сопровождение в процессе поступления в учреждение профессионального образования, заселение в общежитие, формирование личного дела ребенка-сироты и банка данных выпускников. Исполнителями данного этапа становятся – законные представители сирот, служба постинтернатного сопровождения и центр «Семья».

Цель основного этапа - собственно постинтернатное (активное) сопровождение учащихся и студентов учреждений профессионального образования и выпускников учреждений профессионального образования, имеющих проблемы. На данном этапе исполнителями являются - наставники, служба постинтернатного сопровождения и центр «Семья». Основная деятельность-оказание помощи и поддержки сиротам в решении возникающих проблем, оказание содействия в получении второго профессионального образования, помощи в трудоустройстве. Продолжается работа по формированию личного дела выпускника, продолжается работа с банком данных выпускников. Особенность этого этапа - работа над активностью самого сироты (активное взаимодействие).

На заключительном этапе простраивается работа с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: выпускниками учреждений профессионального образования и отчисленными студентами и учащимися.  Пассивное сопровождение выпускника - воздействие на личность сироты: помощь и поддержка, анализ проведенной работы, работа с банком данных.

Считаем на основном и заключительном этапах реализации данной модели, кроме традиционных исполнителей: приемных родителей, патронатных воспитателей, специалистов центра «Семья» и службы постинтернатного сопровождения, должны быть включены наставники (в соответствии с имеющимся проектом закона «О наставничестве»).

Координатором реализации данной модели станет Межведомственный Совет по вопросам защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. В состав Совета войдут представители городских структур и организаций, решающих в повседневной жизни проблемы детей-сирот и лиц из их числа.

Контролирующим органом реализации данной модели будет являться Управление по вопросам семьи, материнства и детства Администрации городского округа Тольятти.

Все усилия действий субъектов данной модели будут направлены на конечный результат – успешную социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа: постоянное снижение количества дезадаптированных выпускников и увеличение числа успешных сирот. Таким образом, в целом изменится социальная ситуация в городском округе Тольятти: вырастет количество благополучных семей, снизится преступность, количество  безработных, бомжей  и т.д.